Наименование объекта | Воскресенская церковь, 1842 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Лухский район, село Старое Воскресенское, 1 |
Вид объекта | религиозный объект |
Датировка | 1842 г. |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 10.01.2017 № 3-о Приказ Комитета от 10.01.2017 № 3-о 'О включении в реестр' Паспорт объекта культурного наследия от 16.10.1974 (Воскресенская церковь) Описание живописи от 1976 |
Современное значение | Памятник |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена в юго-западной части села, на возвышенном правом берегу р. Добрицы, в окружении деревьев, посреди кладбища, обнесенного оградой. Возведена в 1842 г. К северо-западу от церкви стоит небольшая часовня-столп начала XX века. Ранее за оградой находилась деревянная часовня, разрушенная в 1938 г. Кирпичные стены оштукатурены и окрашены в два цвета. Кирпичная ограда и часовня побелены. Один из лучших храмов в стиле позднего классицизма на востоке области; отличается хорошими пропорциями и выразительным пластическим декором. Особую ценность представляет сохранившееся внутреннее убранство.
Монументальный двухъярусный четверик увенчан мощным пятиглавием, купола которого подняты на крупные цилиндрические световые барабаны. Ризалиты в центре боковых сторон, на уровне второго яруса образуют своеобразные эркеры, опирающиеся на массивные четырехколонные портики несколько огрубленных пропорций. Равные по высоте пониженные объемы полуциркульной апсиды и обширной трапезной, имеющей одну ширину с четвериком, формируют симметричную, вытянутую по продольной оси композицию. Примыкающая с запада высокая стройная колокольня своеобразна по типу: она состоит из высоких восьмериков, причем между всеми ярусами расположены промежуточные полуярусы.
Стены четверика обработаны подчеркнутым побелкой ленточным рустом и противопоставлены гладким поверхностям ризалитов и барабанов. В колокольне основные грани высоких ярусов украшены портиками из двух трехчетвертных тосканских колонн, фланкирующих арки звона. Они чередуются с ложными окнами на диагональных гранях (также с арочными завершениями). Нижний полуярус, соответствующий уровню второго света четверика, отделан рустом и имеет такие же прямоугольные окна; верхний отмечен круглыми проемами. На фасадах трапезной и апсиды, завершенных широким полным антаблементом, в простенках между арочными окнами равномерно расставлены пилястры (на углах сдвоенные).
На западной стене храма, справа от прохода в трапезную, сохранилась надпись: «Сей храм возвобновлен живописью в 1913 году на средства прихожан в память 300-летнего царствования Дома Романовых… ктитором церковным Григорием
Андреевым Васильевым мастер Федор Рукавишников». Утрачены фрагменты и целые композиции в куполе и барабане, на восточной и западной стенах. Уцелевшая масляная роспись – типичный пример провинциальной живописи в духе позднего академизма. Ей присущи разреженное расположение композиций и блеклый колорит с преобладанием серо-зеленого и разбеленных красного и желтого тонов.
В куполе изображена «Новозаветная Троица», в простенках барабана – архангелы, на парусах – евангелисты. На стенах евангельские композиции и изображения святых написаны в два яруса. Редкой особенностью росписи является расположение композиций на восточной стене: «Сошествие во ад» над аркой и по две сцены на боковых простенках. На западных столбах в верхней части изображены святые и сцены из Нового Завета и по одной композиции внизу. Восточные столбы расписаны под мрамор, арки украшены орнаментом-плетенкой. В своде апсиды – «Тайная вечеря».
Ограда вокруг церкви — интересный пример сооружений данного типа периода эклектики, выдержанный в классицистических формах. На высоком цоколе установлены столбики, соединенные металлической решеткой. Углы подчеркнуты квадратными башенками, увенчанными четырехскатными пирамидальными кровлями со шпилями. На каждой из двух внешних граней башни – прямоугольная ниша с пилястрами по бокам и арочным архивольтом. В западном отрезке ограды, напротив колокольни находятся трехчастные ворота с крупным центральным проездом (сохранилась решетка) и уменьшенными проемами калиток. Проезд фланкирован широкими столбами, украшенными нишами и завершенными полукруглыми аттиками. Между ними переброшена изящная дугообразная перемычка с главкой на кубическом основании. Устои калиток декорированы вертикальными филенками.
Часовня-столп начала XX века — редкий для Лухского района пример архитектуры малых форм. Часовня выдержана в неорусском стиле. Небольшое квадратное в плане сооружение украшено скромным пластичным декором. Завершается двухступенчатым карнизом с треугольными фронтончиками-кокошниками с каждой стороны. В точке пересечения коньков кровли установлен деревянный крест. В западной стене – прямоугольная ниша для иконы.