Наименование объекта | Усадьба |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | г.Иваново, Батурина ул., 11/42 |
Вид объекта | памятник архитектуры |
Датировка | 1902-1903 годы |
Правоустанавливающие документы | Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. №176 Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 ''О постановке на госохрану'' Приказ Департамента от 20.05.2013 № 145 ''Об утверждении границ территории объекта'' Распоряжение Комитета от 15.06.2016 № 115-о ''Об утверждении предмета охраны'' |
Современное значение | Музей |
Охранный статус | Федеральный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Снурилов А.Ф. |
Главный дом — один из лучших в области примеров богатого купеческого особняка в стиле модерн, в значительной степени сохранившего изысканное первоначальное убранство интерьеров. Двухэтажное, с цокольным этажом, здание, кирпичное и оштукатуренное, частично облицовано глазурованным кирпичом и завершено вальмовой кровлей. Г-образное в плане, со стороны двора оно имеет ступенчатую конфигурацию объемов. Со стороны двора у первого этажа есть дополнительный антресольный ярус.
Уличные фасады на углах имеют развитые вертикальные акценты (в плане выражены слабыми ризалитами). Срезанный во втором этаже угол на стыке уличных фасадов подчеркнут широким эркером со скругленным балконом, опирающимся на мощную консоль. Эркер акцентирован огромной витриной прямоугольного окна и тройным полуциркульным окном в аттике. Эта композиция увенчана высоким граненым куполом с ажурным металлическим гребнем в завершении.
Не менее нарядно оформлена другая, юго-восточная, угловая часть здания со входом, расположенным со двора (на восточном фасаде), и с возвышающейся над этим объемом четырехгранной купольной кровлей. Строгая композиционная симметрия фасадов, фронтоны в их завершении, подчеркнутый вертикализм оконных проемов, а также элементы декора стиля модерн, обыгрывающие в этой части здания формы классицизма, создают образ стилизованного парадного портика. В системе художественных средств модерна большую роль играют оконные витражи на южном фасаде, ажурные металлические решетки, лепнина. Остальные части фасадов, с равномерно расставленными прямоугольными и арочными окнами, оформлены более нейтрально, в духе неоклассицизма.
Внутренняя планировка сочетает анфиладную и коридорную системы. Планы этажей близки. Кроме главного входа, с парадной лестницей на второй этаж, имеется еще один вход с лестницей в северной части дома, а в центральной части находится лестница на антресоль.
Первоначальное уникальное убранство интерьера представляет собой выдающийся для области памятник в стиле модерн, отличающийся изысканной строгостью исполнения. В благородной и сдержанной отделке, где были использованы мрамор, бронза, витражи и ценные породы дерева, явно сказались вкусы заказчика. Первоначальная отделка сохранилась, главным образом в вестибюле, двух помещениях второго этажа, в подвале и в подземном ходе к музею.
Из вестибюля, открытого на высоту двух этажей, наверх ведет трехмаршевая лестница из серо-белого мрамора, имеющая массивные ограждения с небольшими арочными проемами, сдержанно декорированные розетками в нижней части. На углах поставлены тяжеловесные тумбы с изящными бронзовыми светильниками. Еще две мраморные одномаршевые лестницы ведут в помещения первого этажа и в подвал. Стены и потолок вестибюля обработаны филенками. В средней части потолка устроен
световой фонарь с мелкой расстекловкой. Нижняя часть стен декорирована кафелем с изображением красных ягод на зеленовато-болотном фоне. Неожиданно красочным акцентом в отделке вестибюля, в целом выдержанной в холодной высветленной цветовой гамме, является большой витраж, помещенный в проеме на уровне второго этажа. Прихотливо изогнутые стебли растений и цветы окрашены в яркие тона: красный, золотистый, оранжевый контрастируют здесь с голубым и зеленым (снаружи витраж смотрится в сдержанных тонах — серо-голубых, розоватых и коричневых). В коридоре второго этажа деревянная одномаршевая лестница с крупными филенками разной формы ведет на антресоли.
Угловой зал второго этажа разграничен двумя парами колонн из белого мрамора, поставленными на высокие постаменты. Выход на балкон оформлен двумя пилонами коричневого мрамора. Зеркальный свод декорирован лепниной бледно-зеленого тона с характерным для модерна ломаным, прихотливым растительным рисунком. В соседнем продольном зале с альковом потолок декорирован штукатурным орнаментом в виде своеобразных квадрифолиев и французских королевских лилий в стиле неоготики. В других комнатах второго этажа уцелели карнизы и розетки на потолках. В ряде помещений до сих пор имеются белые кафельные печи и филенчатые двери (с зеркальной расстекловкой во втором этаже и украшенные витражом — в первом). Полы выполнены из наборного дубового паркета и метлахской плитки.
В подвале сохранилась уникальная живопись, автором которой является сам владелец дома. На коробовом своде в центре изображено генеалогическое древо семьи Бурылиных. В круглых медальонах написаны имена основателя рода и портреты членов семьи, выполненные в манере примитива. Кроме того, на своде написаны древние ткацкие станки и образцы ивановских ситцев на Нижегородской ярмарке 1896 г., стилизованные в духе древнерусских стенописей. В подвале были расположены шкафы с различными предметами богатой коллекции Бурылина, привезенными из Индии, Персии, Турции и других мест. Над шкафами помещены живописные изображения, относящиеся к той или иной стране. В сдержанной цветовой гамме преобладают бледно-желтые и зеленоватые тона.
Кованая дверь с изображением шлема, щита и алебарды ведет из подвала в подземный ход под улицей, соединяющий дом с музеем. В верхней части стены проходит широкая полоса лепного фриза “Триумф Зевса и Афины”, стилизованного в духе древнегреческих рельефов. Центр и углы свода украшены лепным растительным орнаментом. У входа в музей на стене помещен рельеф в стиле модерн с изображением юноши и девушки, отличающийся ясностью композиции и чистотой линий. На стене укреплены также различные изразцы 18-19 вв. и образцы керамики Средней Азии. В нижней части стены облицованы темно-вишневым кафелем, в центре каждой плитки — женские головы в профиль в духе древнеегипетских изображений.