Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Никольская церковь, 1883 г.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение г.Шуя, 2-я Мельничная ул., 61
Вид объекта Памятник
Датировка 1883 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 Паспорт объекта культурного наследия от 30.05.1974 Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Находится на северо-западной окраине города, на высоком берегу р. Сеха в местечке Мельничное, принадлежавшем в старину князьям Шуйским, а в посл. четв. 17 в. пожалованном дворянскому роду Внуковых. Существующая церковь Николая Чудотворца сооружена в 1833 г. на средства шуйских купцов на месте деревянного храма 1632 г., возобновлявшегося в 1711 г. По-видимому, колокольня возведена несколько позже, в сер. 19 в. Одновременно с храмом по границам близкого а трапециевидному участку была поставлена ограда с воротами и калиткой и одноэтажное здание конторы – в северо-западном углу ограды, а в 1879 г. в нескольких метрах восточнее поставлена церковная сторожка.

Характерный пример приходского храма, выполненного в стиле позднего классицизма в его провинциальной трактовке, с колокольней в духе построек К.А. Тона. Двусветный четверик завершен четырехгранной гуськовой кровлей с пятью маленькими, широко расставленными главками на восьмигранных глухих барабанчиках. К нему примыкают пониженные, чуть увеличенные по ширине прямоугольные алтарь и слегка вытянутая по продольной оси трапезная. Высокая трехъярусная колокольня, увенчанная крупной луковичной главой на широком цилиндрическом барабане, соединена с трапезной маленьким притвором-переходом.

Основным элементом архитектурного убранства являются крупные, сильно вынесенные портики боковых фасадов четверики из четырех квадратных столбов в высоту первого яруса, увенчанные треугольными фронтонами; внутри проемы расположены по трем осям (средний – входной). Такой же высоты двухколонный портик в антах, оформляющий трехчастное окно, украшает среднюю часть восточной стены алтаря. Углы второго яруса, прорезанного арочными окнами без наличников, закреплены широкими огибающими пилястрами, венчающий карниз над ними раскрепован. Стены трапезной расчленены пилястрами. Крупный нижний четверик колокольни украшен пучками из трех массивных полуколонн на углах и завершен тяжелым аттиком. Его западный фасад отмечен необычно крупным арочным окном над входом. Одинаковые второй и третий ярусы – более стройные четверики со срезанными углами – прорезаны арками звона и декорированы несложными широкими карнизами и прямоугольными филенками на диагональных гранях. Между узкими арочными окнами барабана главы помещены

пилястры.

В интерьере высокий светлый четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь, разделенный на три части, – тремя цилиндрическими. Двустолпная трапезная с переброшенными к столбам подпружными арками перекрыта системой лотковых (в центральном нефе) и цилиндрических (в боковых) сводов с переломами. Площадка перед западным входом в церковь вымощена чугунными плитами сер. 19 в., которыми прежде были покрыты полы в интерьере.

Настенная живопись Никольской церкви скорее всего была выполнена в 1830-е годы клеевой технике. В 1971 г. она была полностью переписана масляными красками с соблюдением первоначальной иконографической системы. На северной и южной стенах изображены крупные фигуры святителей и преподобных. На западной – «Воскресение Христово», «Вознесение Господне», «Преображение» и пророки. Композиция «Сошествие Святого духа на апостолов» как бы опирается на живописный карниз иммитирующий архитектурные формы. Под карнизом изображены херувимы и атрибуты архиерейского богослужения. В трапезной первоначальная живопись полностью утрачена и вновь переписана маслом в 1970-е гг.

Высокий трехъярусный, пятичиновой иконостас, сооруженный в 1830-е гг. – яркое и в композиционном отношении довольно необычное произведение монументально-декоративного искусства позднего классицизма. Система его архитектурных членений довольно сложна. Центральная часть в пять осей выдвинута вперед и делится на три яруса развитым антаблиментом, опирающимся на колонны коринфского ордера. В центре иконостаса над первым ярусом возвышается большая лучковая арка с розетками в своде. Царские врата и большая композиция “Тайной вечери” над ними, скорее всего, поздние, и не вписываются в классицистические архитектурные формы. Над этой аркой располагается вторая «веерообразная” арка, опирающаяся на два двухколонных портика. Третий ярус, меньших размеров, повторяет конфигурацию первого. Завершается иконостас овальной иконой «Воскресение Христово» в лучах славы. Почти вся поверхность иконостаса украшена накладной, а в завершении, прорезной резьбой, выполненной в формах характерной для позднего классицизма. Фон иконостаса окрашен в белый цвет, а все декоративные детали и колонны позолочены. Иконы, находящиеся в иконостасе, выполнены палехскими или холуйскими иконописцами.