Наименование объекта | Дом-особняк с интерьером, 80-е гг. XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | г.Шуя, 1-я Московская ул., 38 |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1880-е годы |
Правоустанавливающие документы | Решение Ивановского обисполкома от 22.10.1986 № 322 паспорт Решение исполкома Ивановского облсовета народных депутатов 322 |
Современное значение | Гражданское |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Дом построен богатейшим шуйским фабрикантом М.А. Павловым в 80-е годы девятнадцатого века.
Двухэтажный с полуподвалом и антресолями дом принадлежит к числу редких для провинциальных городов зданий дворцового типа. Яркое произведение архитектуры периода эклектики, сочетающее ренессансно-барочные формы с элементами классицизма. Прямоугольный, кирпичный и оштукатуренный объем с вальмовой кровлей усложнен боковым выступом со стороны хозяйственного двора и двумя ризалитами в центре торцовых фасадов. Боковые оси главного, восточного фасада подчеркивают слабо выраженные треугольные фронтоны в их завершении, а угловой руст «вперебежку» усиливают вертикальные членения здания. Торжественный облик главного фасада создается благодаря треугольным и лучковым сандрикам окон второго этажа с лепными масками над проемами, фигурным слуховым окнам, антаблементу с триглифно-метопным фризом. Более строгий вид имеют боковой и задний фасады, решенные в традиционном для позднего классицизма ключе.
Композиционным ядром внутренней планировки, одинаковой на обоих этажах, служит парадная лестница, расположенная в центре здания параллельно улице. По ее сторонам находятся основные помещки по бетону, стены в нижней части рустованы, в верхней обработаны парными пилястрами, а потолок украшен лепными карнизами и плафонами) предвосхищает убранство парадных комнат второго этажа. Ступени и балясины трехмаршевой лестницы вытесаны из серого мрамора.
Перспективу нижнего марша на междуэтажной площадке замыкает зеркало, которое фланкируют два торшера в виде ионических мраморных колонн, завершенных бронзовыми вазонами. В углах площадки поставлены статуи нимф из светло-серого мрамора.
Зал второго этажа разделен пилонами, несущими архитравные балки, на три компартимента. Каждый из них декорирован по-своему, при единой обработке нижней части стен филенками. Наиболее репрезентативно убранство центрального компартимента, стены которого расчленены сдвоенными пилястрами композитного ордера, а окна и соответствующие им ниши и зеркала на противоположной стене завершены сложными по форме сандриками с волютами и маскаронами. Исключительно пышно украшен потолок, покрытый лепным растительным орнаментом. Боковые компартименты декорированы значительно проще. В одном из них, на торцовой стене, зеркало заключено в двухколонный портик, антаблемент которого увенчан картушем, поддерживаемым двумя путти. На продольных стенах, фиксируя поперечную ось зала, также помещены два зеркала (одно из них – над мраморным камином) в золоченых рокайльных рамах. Убранство двух гостиных, расположенных с другой стороны от парадной лестницы, в несколько упрощенном виде повторяет декоративное оформление зала. Филенчатые двери комнат второго этажа украшены резными цветами, обрамлены лепными наличниками и завершены сандриками. Ценными элементами внутреннего убранства являются бронзовые многорожковые люстры в зале.