Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Воскресения
Тип объекта Объект регионального значения
Местоположение Ивановская область, Приволжский район, с. Толпыгино
Вид объекта Церковь
Датировка 1860 год
Правоустанавливающие документы Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 02.10.2017 № 117-о 'О включении в реестр' Приказ Комитета от 02.10.2017 № 117-о 'О включении в реестр'
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена в центре села у пруда, доминирует в окружающей застройке. Возведена в 1670 году на средства думного дворянина И.И. Щепина (по другим сведениям И.И. Щепинова (Тщепинова)), однако перестроена и освящена ~1723 году, когда селом владел его внук, князь А.Ф. Вяземский. В 1860 году сооружена трапезная с приделом Смоленской Богоматери и колокольней, а участок обнесен оградой с воротами. В 1901 году на средства купеческой вдовы П.Н. Чирковой выстроен северный придел Николая Чудотворца, а в 1903 году заново перестроен алтарь. По-видимому, тогда же храм был расписан, а нижний ярус колокольни застроен боковыми палатками и западным притвором. В 1904-09 годах в гостях у священника храма Семена Троицкого неоднократно бывал видный русский философ Павел Флоренский, посвятивший Толпыгину стихотворение «Костромская старина». Кирпичные стены храма частично покрытыобмазкой и побелены. Характерный пример местного культового зодчества, сохранивший скромную барочную основу первой трети XVIII века и более поздние части: колокольню в стиле зрелого классицизма, алтарь и трапезную в духе эклектики.

Основной двусветный четверик церкви, несколько вытянутый по поперечной оси, завершен купольной кровлей и луковичной чешуйчатой главкой с перехватом на глухой цилиндрической шее. Увенчанный главкой пятигранный алтарь в ширину четверика более низкий, как и обширная, сильно растянутая в стороны трапезная; прямоугольные апсиды ее боковых приделов охватывают западные углы четверика. При этом любопытно, что апсида северного придела выдвинута дальше к востоку, из-за чего четверик в первом свете имеет на северном фасаде лишь одно окно, а на южном фасаде, меньше закрытом соответствующей апсидой, — окно и боковой вход. Высокая колокольня из трех четвериков с арочными проемами увенчана граненой купольной кровлей с миниатюрной главкой на четверичке с вынутыми углами.

Из прежнего фасадного декора сохранились только широкие лопатки на углах четверика, простой венчающий карниз с поребриком, прямоугольные рамочные наличники арочных окон с полукруглыми

фронтонами и южный портал с колонками и килевидным архивольтом. Классицистическое убранство двух верхних ярусов колокольни составляют портики из двух полуколонн, примыкающих к устоям, и треугольных фронтонов (у среднего четверика). Алтарь, трапезная и более поздние пристройки декорированы гораздо наряднее: стены украшены рустовкой и пилястрами, карнизы дополнены аркатурой, окна заключены в наличники с фронтонами.

Основной объем перекрыт лотковым сводом, алтарь — коробовым с лотком над восточной гранью, трапезная — системой крестовых сводов, нижний ярус колокольни и западный притвор — коробовыми сводами.

Масляная роспись в четверике и трапезной — интересный пример церковной живописи начале XX века в стиле модерн. При поновлении в середине XX века искажен колорит и стиль некоторых сцен. На своде храма на восточном лотке изображен отрок Христос, держащий в руках крест и свиток (вариант композиции «И слово стало плотью»), на остальных лотках — архангелы. На западной стене представлена «Нагорная проповедь». В трапезной на сводах написаны евангелисты, сцены из жития Николая Чудотворца и композиции богородичного цикла. Наиболее выразительна роспись западной стены трапезной, где расположена сцена «Страшного суда», по своей иконографии восходящая к древнерусской живописи, но в значительной степени переработанная. В упрощенном виде она повторяет

аналогичную композицию В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Главный четырехъярусный иконостас конце XIX века — типичное произведение в духе эклектики. Иконы (в нижнем ярусе расположены два чина) относятся к этому же времени. Средняя часть в три оси выделена разделяющими иконы резными колонками (в нижней части) и пилястрами (в верхней), в завершении -резные арочные обрамления и крест. Резьба царских врат, фризов и колонок — геометрического и растительного рисунка.

Иконостасы северного и южного приделов выполнены в конце XIX века в эклектичной манере. Это небольшие трехъярусные сооружения с трехлопастными арками в завершении, декорированные глухой и сквозной резьбой.