Наименование объекта | Церковь Воскресения |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | Ивановская область, Приволжский район, с. Толпыгино |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1860 год |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 02.10.2017 № 117-о 'О включении в реестр' Приказ Комитета от 02.10.2017 № 117-о 'О включении в реестр' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена в центре села у пруда, доминирует в окружающей застройке. Возведена в 1670 году на средства думного дворянина И.И. Щепина (по другим сведениям И.И. Щепинова (Тщепинова)), однако перестроена и освящена ~1723 году, когда селом владел его внук, князь А.Ф. Вяземский. В 1860 году сооружена трапезная с приделом Смоленской Богоматери и колокольней, а участок обнесен оградой с воротами. В 1901 году на средства купеческой вдовы П.Н. Чирковой выстроен северный придел Николая Чудотворца, а в 1903 году заново перестроен алтарь. По-видимому, тогда же храм был расписан, а нижний ярус колокольни застроен боковыми палатками и западным притвором. В 1904-09 годах в гостях у священника храма Семена Троицкого неоднократно бывал видный русский философ Павел Флоренский, посвятивший Толпыгину стихотворение «Костромская старина». Кирпичные стены храма частично покрытыобмазкой и побелены. Характерный пример местного культового зодчества, сохранивший скромную барочную основу первой трети XVIII века и более поздние части: колокольню в стиле зрелого классицизма, алтарь и трапезную в духе эклектики.
Основной двусветный четверик церкви, несколько вытянутый по поперечной оси, завершен купольной кровлей и луковичной чешуйчатой главкой с перехватом на глухой цилиндрической шее. Увенчанный главкой пятигранный алтарь в ширину четверика более низкий, как и обширная, сильно растянутая в стороны трапезная; прямоугольные апсиды ее боковых приделов охватывают западные углы четверика. При этом любопытно, что апсида северного придела выдвинута дальше к востоку, из-за чего четверик в первом свете имеет на северном фасаде лишь одно окно, а на южном фасаде, меньше закрытом соответствующей апсидой, — окно и боковой вход. Высокая колокольня из трех четвериков с арочными проемами увенчана граненой купольной кровлей с миниатюрной главкой на четверичке с вынутыми углами.
Из прежнего фасадного декора сохранились только широкие лопатки на углах четверика, простой венчающий карниз с поребриком, прямоугольные рамочные наличники арочных окон с полукруглыми
фронтонами и южный портал с колонками и килевидным архивольтом. Классицистическое убранство двух верхних ярусов колокольни составляют портики из двух полуколонн, примыкающих к устоям, и треугольных фронтонов (у среднего четверика). Алтарь, трапезная и более поздние пристройки декорированы гораздо наряднее: стены украшены рустовкой и пилястрами, карнизы дополнены аркатурой, окна заключены в наличники с фронтонами.
Основной объем перекрыт лотковым сводом, алтарь — коробовым с лотком над восточной гранью, трапезная — системой крестовых сводов, нижний ярус колокольни и западный притвор — коробовыми сводами.
Масляная роспись в четверике и трапезной — интересный пример церковной живописи начале XX века в стиле модерн. При поновлении в середине XX века искажен колорит и стиль некоторых сцен. На своде храма на восточном лотке изображен отрок Христос, держащий в руках крест и свиток (вариант композиции «И слово стало плотью»), на остальных лотках — архангелы. На западной стене представлена «Нагорная проповедь». В трапезной на сводах написаны евангелисты, сцены из жития Николая Чудотворца и композиции богородичного цикла. Наиболее выразительна роспись западной стены трапезной, где расположена сцена «Страшного суда», по своей иконографии восходящая к древнерусской живописи, но в значительной степени переработанная. В упрощенном виде она повторяет
аналогичную композицию В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.
Главный четырехъярусный иконостас конце XIX века — типичное произведение в духе эклектики. Иконы (в нижнем ярусе расположены два чина) относятся к этому же времени. Средняя часть в три оси выделена разделяющими иконы резными колонками (в нижней части) и пилястрами (в верхней), в завершении -резные арочные обрамления и крест. Резьба царских врат, фризов и колонок — геометрического и растительного рисунка.
Иконостасы северного и южного приделов выполнены в конце XIX века в эклектичной манере. Это небольшие трехъярусные сооружения с трехлопастными арками в завершении, декорированные глухой и сквозной резьбой.