Наименование объекта | Церковь Рождества Богородицы с интерьером, 1811 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | Ивановская область, Фурмановский район, с. Михайловское |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1811 г. |
Правоустанавливающие документы | Решение Ивановского облисполкома № 322 от 22.10.1986 Решение исполкома Ивановского облсовета народных депутатов 322 Паспорт объекта культурного наследия от 09.1972 |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена в северо-западной части села на прямоугольной площади, которая выходит к обрывистому берегу речки Шачи. Построена в 1811–19 гг. на средства прихожан, заменив деревянную церковь. Кирпичные стены побелены по обмазке. Сохранилась ограда (штакетник на кирпичном основании), кирпичные ворота которой сер. 19 в. решены в виде крупной и малой полуциркульных арок, перекинутых над устоями. В архитектуре храма оригинально переработаны мотивы древнерусского зодчества и позднего барокко.
Главенствует в композиции очень высокая шатровая колокольня, господствующая и в окружающем пейзаже. Она почти вдвое выше храма. Огромный шатер, в пропорциях и рисунке трех рядов слухов лишь отдаленно напоминающий древнерусские прообразы, довлеет над восьмигранным ярусом звона. Высокий двусветный основной четверик храма завершен крутой скатной кровлей с пятью чешуйчатыми луковичными главками с перехватами на удлиненных граненых глухих барабанах. Симметрию плана нарушает сильно растянутая в ширину трапезная, выступающая к югу намного больше, чем к северу. Все объемы, включая и низкий полуярус колокольни, имеют скругленные углы. Этот мотив наряду с пластичностью постаментов глав, ушами в наличниках верхнего света, рустовкой столбов входных арочных тамбуров и филенчатыми пилястрами унаследован от позднебарочной архитектуры. Боковые стены четверики во втором свете ограничены с востока филенчатой лопаткой (на северной стене она даже срезает часть наличника), а с запада такой лопатки нет.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом. Арка во всю ширину алтаря ведет в помещение последнего с полусомкнутым сводом. В нижнем ярусе колокольни с
пересекающимися коробовыми сводами в толще северной стены устроена лестница. В трапезной коробовый свод с поперечной шелыгой и широкими лотками над проходами.
Масляная роспись в основном объеме типична для провинциальных стенописей кон. 19 – нач. 20 в. В трапезной она грубо поновлена в сер. 20 в., а на западном лотке и в оконных нишах почти полностью утрачена.
На своде в треугольных обрамлениях помещены композиции в духе позднего академизма: «Новозаветная Троица» (восточный лоток), «Воскресение» (южный) и «Явление Христа Марии Магдалине» (северный). На боковых стенах между верхними окнами написаны святые в рост; ниже, на выступающих простенках – святые в медальонах (на южной стене два изображения в барочных обрамлениях, возможно, сохранились от первоначальной росписи 1-й трети 19 в.); в нишах помещены евангельские сцены. На западной стене над проходом в трапезную выполнены три крупные евангельские композиции.
Главный трехъярусный иконостас – характерное для сер. 19 в. произведение в стиле классицизма. Современные иконостасу иконы и изображения архидиаконов на створках боковых врат подражают древнерусской живописи 17 в. Монументальная композиция сооружения состоит из выдвинутой вперед средней части и боковых, слегка заходящих на стены. Колонны поддерживают крепованные карнизы. Центр нижнего яруса, объединяющего иконы местного и праздничного чинов, отмечен фронтоном над царскими вратами. В завершении композиции – Распятие с предстоящими. Изящный резной декор – круглые розетки, обрамленные цветочными гирляндами – заполняет пространство под иконами нижнего и среднего яруса. На царских вратах – затейливая резьба в виде завитков-арабесок.