Наименование объекта | Церковь Преображенская, 1702 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Ивановская область, Комсомольский район, с. Писчугово, 32 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1702 год |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 27.12.2016 № 118-о "О включении выявленного объекта культурного наследия «Церковь Преображенская» (Ивановская обл., Комсомольский район, с. Писчугово) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Церковь Преображенская» (Ивановская обл., Комсомольский район, с. Писчугово, 32)"; приказ Минкультуры России от 28.04.2017 № 89762-р Приказ от 27.12.2016 № 118-о decree_89762-р |
Современное значение | Не используется |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного (муниципального) значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Стоит на вершине холма в центре села, расположенного среди болотистой местности на берегу оз. Писчугово; доминирует в окружающем пейзаже. В нач. 17 в. здесь был основан мужской монастырь – Никольская Писчугова пустынь с деревянным Никольским собором. В 1702 г. на средства стольника Ф.В. Шилова была выстроена Спасо-Преображенская церковь – кирпичная и побеленная по кладке. Около сер. 18 в. к северо-западу от нее потомками Шилова была возведена двухэтажная каменная церковь с колокольней. Ее нижний престол был посвящен иконе Владимирской Богоматери, а верхний – Рождеству Иоанна Предтечи. Пустынь закрыли в 1764 г., а церкви стали приходскими. К настоящему времени сохранилась лишь церковь Преображения, утратившая, однако, боковые крыльца. Один из лучших в области памятников рубежа 17–18 вв. в стиле нарышкинского барокко, отличающийся подчеркнуто вертикальной объемной композицией.
Трехчастный в плане ярусный храм относится к типу восьмерик на четверике, характерному для нарышкинского барокко. Крупный двусветный четверик на подклете несет два поставленных друг на друга широких световых восьмерика, уменьшающихся в размерах, и стройный цилиндрический барабан, завершенный большой луковичной главой с ажурным крестом. К четверику примыкают более низкие и узкие, также на подклетах, трапезная и алтарь одинаковых размеров, причем у последнего подклет имеет прямоугольную в плане форму, а в основной части восточная стена скруглена. Алтарь и трапезную венчают узкие и высокие глухие восьмерики с главами на цилиндрических барабанах. Перед западным входом в трапезную частично сохранилось двухмаршевое позднее (19 в.) открытое крыльцо.
Убранство фасадов выглядит несколько архаичным. Декор нижнего яруса выполнен в духе сер. – 2-й пол. 17 в.: на углах объемов широкие лопатки, в завершении простые карнизы с поребриком; свободно размещенные арочные окна обрамлены наличниками, имеющими полуколонки с дыньками или наборные балясины и килевидные фронтоны; перспективные порталы также украшены дыньками. Необычно расположенные небольшие окна подклета в прямоугольных рамках – лишь с южной и восточной сторон (на северной стороне они имеются только в трапезной). Верхние ярусы здания оформлены уже в нарышкинском стиле: полуколонки на углах, наложенные на лопатки, филенчатая трактовка граней и
наличники с разорванными фронтонами.
Помещение храма с тромпами при переходе от четверика к нижнему восьмерику сильно развито по вертикали и завершено сомкнутым восьмилотковым сводом. В алтаре – коробовый свод с конхой, в трапезной – полулотковый. Узкая лестница в южной стене алтаря ведет в подклет. Его основную часть занимал теплый храм, своды которого опирались на квадратный столп в центре. Под трапезной была устроена изолированная ризница (вход в южной стороне подклета); она имеет узкие окна типа бойниц и коробовый свод. В подклете полы кирпичные, в храме поверх квадратных кирпичей положены чугунные плиты 1838 г. Сохранились оконные решетки с репьями и отдельные металлические ставни, а в западном портале – железные двери с коваными полосами, также украшенные репьями.
Масляная живопись на своде и стенах в духе позднего академизма типична для провинциальных росписей нач. 20 в. В своде граненого барабана написан Саваоф, на лотках восьмерика – статичные изображения архангелов, в тромпах – евангелисты. Стены заняты евангельскими композициями, из них в наиболее хорошем состоянии – «Отрок Христос поучает во храме» (северная стена) – с характерным для академизма разреженным расположением фигур. Обрамляет сюжеты растительный орнамент.
До недавнего времени в храме сохранялась верхняя часть иконостаса нач. 18 в.– интересный памятник в стиле нарышкинского барокко, по своей структуре восходящий к древнерусским иконостасам кон. 17 в. Первоначально пятиярусное сооружение в 11 осей, расчлененное простыми крепованными карнизами, было богато декорировано: во втором ярусе иконы были разделены массивными резными кронштейнами, в трех верхних – узкими витыми колонками на высоких постаментах. Центральные иконы фланкировались ажурными колонками, украшенными пышной виртуозной резьбой, включавшей виноградные гроздья и листья. Фризы были расписаны стилизованным травным орнаментом в подражание тябловым иконостасам. На разорванном фронтоне в завершении возвышалось выразительное по форме «Распятие»: на кресте написано изображение Христа, обрамленное нарядной барочной резьбой в виде завитков, покрытых бусинами, и цветов. Необычно были исполнены фигуры предстоящих, написанные на иконах у подножия креста. В настоящее время сохранился лишь фрагмент завершения иконостаса.