Наименование объекта | Ильинская слобода, 1840-е -1910-е гг. |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | г.Иваново, Кольцова ул., Володиной ул. |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1842 год |
Правоустанавливающие документы | Приказ от 29.04.2020 № 28-о 'О включении в реестр' Приказ от 29.04.2020 № 28-о 'О включении в реестр' Распоряжение от 18.05.2020 № 69-о Об утверждении ПО Площадь участка |
Современное значение | Православный храм |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Каминский А.С., Снурилов А.Ф. |
Самой старой, хорошо сохранившейся постройкой в Ильинской слободе, можно считать Ильинский храм, строительство которого закончилось в 1840-е гг.
Первая усадьба была создана основателем слободы А.А. Лепетовым. Её формирование рядом с д. Воробьево началось в первой половине XIX в., когда он выстроил здесь первый дом. После смерти А.А. Лепетова в 1858 г. его владения перешли к И.Н. Гарелину, женатому на дочери Лепетова — Анне Александровне, а затем к их сыну Александру. Вероятно, в середине XIX в. кроме главного дома, были построены основные хозяйственные сооружения – служебные корпуса к западу и югу от него. В 1889 г. Александр Иванович предпринял для своей семьи коренную реконструкцию особняка, доставшегося ему в наследство от отца, умершего в 1884 г. Этот дом является сейчас композиционным центром всей усадьбы. Он был значительно расширен за счёт пристройки с северной стороны в 8 оконных осей, надстроен и архитектурно переоформлен в традициях эклектики. Фасадный декор стилизован в духе архитектуры раннего классицизма. В этот же период выполнили художественное оформление шести залов парадной анфилады на втором этаже.
К северу от главного дома, перпендикулярно красной линии улицы находилось двухэтажное здание раздаточной конторы, сильно вытянутое вглубь двора, поскольку наряду с работой ткацкого производства долгое время сохранялось ручное ткачество. Крестьяне получали пряжу и сдавали готовые холсты. По крайней мере, в альбоме, посвященном юбилею фирмы А.И. Гарелина, приводится фотография здания конторы, расположенное справа от усадебного дома и обращенное главным фасадом в семь оконных осей на красную линию улицы. В 1910-е гг. архитектор А.Ф. Снурилов перестроил старое здание конторы с изменением объемно-пространственного решения и фасадной композиции. Новый дом получил отделку в формах неоклассицизма. К северу от нового дома находятся здания конюшни и служебного флигеля, выстроенные в начале ХХ в. Фасадная часть флигеля, выходящая на красную линию улицы пристроена уже в советский период. Перед главным домом находился партер, а сзади дома – усадебный парк.
Как объект культурного наследия «Ансамбль усадьбы Гарелина: жилой «новый» дом; жилой «старый» дом; флигель; производственный корпус; конюшня; сарай; служебный флигель; хозяйственная постройка» выявлен в 1989 г. При этом на него был составлен паспорт как на памятник архитектуры.
На противоположной стороне ул. Володиной расположена усадьба Никона Ивановича Гарелина (ул. Кольцова, 31/1). Вначале участок принадлежал И.Н. Гарелину, затем перешел к сыну. Главный дом в формах эклектики был выстроен в 1890 г. по проекту архитектора П.Г. Бегена. Новый особняк примыкает к более раннему дому середины-второй половины XIX в., распложённому на углу ул. Кольцова и Володиной. Сзади дома на обширном участке находился жилой флигель, а вдоль ул. Кольцова и во дворе — одноэтажные строения: квартиры для слуг, конюшня, кучерская, каретный сарай.
Восточнее от усадьбы Н.И. Гарелина, ближе к церкви расположены владения И.И. Гарелина (ул. Кольцова, 25). В конце XIX в., здесь в глубине участка был выстроен деревянный дом, обращенный в сторону улицы северным торцовым фасадом. К этому торцу был пристроен по проекту архитектора А.Ф. Снурилова, вероятно, в 1910-е гг. был пристроен особняк из красного кирпича в стиле модерн, ориентированный вдоль улицы.
Решением исполкома Ивановского облсовета депутатов трудящихся от 13.08.1966 № 528 памятник истории «Бывший дом Гарелиной, в котором в 1918-1920 гг. находился клуб молодежи Воробьево-Глинищевского района» (ул. Кольцова, 25) получил категорию объекта культурного наследия регионального значения.
Комплекс храма пророка Ильи (ул. Кольцова, д. 17, 19, 19А)
Здание храма (№19А) является типичным памятником классицизма. Центральный объем храма слагается из четверика основания и венчающей световой ротонды, перекрытой сферическим куполом и увенчанной пятиглавием. Равновысокие алтарная часть с прямоугольной апсидой и квадратная двустолпная трапезная заметно понижены по отношению к основному четверику. Северный и южный фасады оформлены
четырехколонными портиками, которые завершаются антаблементом и треугольными пологими фронтонами. С западной стороны к церкви примыкает двухъярусная с полуярусом колокольня, соединенная с трапезной узким переходом. Её цилиндрический верхний ярус звона прорезан четырьмя стрельчатыми арками. Как и церковь, колокольня завершается полусферическим куполом и венчается главкой. Северный и южный фасады первого яруса оформлены четырехпилястровыми портиками. Полуярус колокольни со всех четырех сторон несет полуциркульное окно.
Стены ротонды расчленены плоскими лопатками. В образовавшихся нишах поочередно расположены арочные световые и ложные окна с архивольтами. Окна четверика и трапезной дополнены простыми наличниками и треугольными фронтончиками. Апсида освещается тремя близко сдвинутыми узкими окнами.
Центральное пространство храма перекрыто куполом, в алтаре – цилиндрические своды, в трапезной – система вспарушенных сводов. В углах четверика ниши лепестковой формы. В интерьерах сохранились мозаичные полы, выполненные в 1893 г. во время реконструкции храма, проводимой по проекту А.С. Каминского. Убранство храма воссоздано в начале 1990-х гг. Рядом с храмом в конце XIX в. выстроили одноэтажные здания богадельни (№ 17) и сторожки (№ 19). В основе Г-образного в плане одноэтажного здания богадельни оштукатуренная и побеленная круглая башня, к которой примыкают два крыла из красного кирпича, фасады которых решены в технике лицевой кладки, без штукатурки. На фасаде башни расположены с небольшим сдвигом по вертикали одно световое и два ложных арочных окна. Стены членятся широкими лопатками. Прямоугольные окна украшены полуналичниками. Фасад завершается широким многообломным карнизом, включающим поребрик и ряд ступенчатых консолей. Фасад сторожки решен в технике лицевой кладки. Углы выделены широкими рустованными лопатками. Пять арочных окон заключены в наличники, включающие П-образные ступенчатые подоконники и рустованные архивольты, где чередуются русты, находящиеся в плоскости фасада и западающие. Архивольты опираются на широкие импосты. Плоскость фасада завершается широким многообломным карнизом на ступенчатых консолях с лежачими филенками в поле фриза.
Жилой «старый» дом.
Сильно вытянутый двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей. Главный фасад симметричен. Горизонтальную протяженность здания подчёркивает невысокий гладкий цоколь, ленточный руст на уровне первого этажа, междуэтажный карниз и филёнчатый пояс под окнами второго этажа. Плоскость фасада завершается карнизом на сдвоенных лепных кронштейнах. Окна первого этажа украшены профилированными наличниками с вытянутыми замковыми камнями, упирающимися в междуэтажный карниз. Между окнами расположены рустованные лопатки. Крупные окна парадного второго этажа заключены в профилированные рамочные наличники с «ушами», над которыми помещены профилированные сандрики, опирающиеся на пару кронштейнов с лепными гирляндами между ними. В некоторых подоконных филенках второго этажа сохранились П-образные накладные доски. Со стороны дворового фасада аналогичная отделка имеется только на новой пристройке. Южная, старая часть дома с антресолями. Окна второго этажа оформлены несложными рамочными наличниками с «ушами» и «сережками».
Планировка первого этажа коридорного типа. В старой, южной части дома на первом этаже сохранились три помещения со сводами. Парадная анфилада из шести комнат расположена на втором этаже. Дверные проёмы расположены по одной оси, что создает сквозную перспективу интерьеров. Порталы оформлены филенчатыми пилястрами, над прямоугольными дверными проемами расположены полуциркульные окна с вертикальной расстекловкой, оформленные профилированными архивольтами, опирающимися на импосты. Сохранились двустворчатые филенчатые двери. Вдоль парадных помещений проходит коридор. Во всех шести комнатах неплохо сохранилась потолочная лепнина, выполненная на высоком художественном уровне, вероятно, столичными мастерами. Плафоны северной угловой комнаты и помещения, расположенного рядом с ним, украшены центральными розетками и угловыми филёнками. Богатая лепнина оформляет падуги и карниз плафона.
Необычное оформление имеет
плафон одной из центральных комнат анфилады, возможно, парадной столовой. По углам расположены композиции, включающие мифических чудовищ – змеиных царей — василисков. Это существо в геральдике считается символом могущества и царственности. Василиска изображали с птичьими лапами, крыльями и змеиной головой, увенчанной короной. Считалось, что это существо может убить взглядом и погибает, увидев свое отражение, поэтому в композициях на плафоне они не смотрят друг на друга. В композиции на плафоне присутствуют солярные знаки, символические изображения прорастающих семян и древнерусские мотивы в орнаменте.
Плафон в бежевой гостиной декорирован в духе раннего классицизма. Он включает центральную розетку, по сторонам которой расположены филёнки с изображением ваз с цветами и растительным орнаментом, обрамленные гирляндами из листьев лавра. Падуги декорированы лепными кронштейнами, между которыми расположены гирлянды цветов, перевитых лентами, а в углах помещены живописные медальоны с букетами полевых цветов.
Очень изящно, в духе рококо, оформлена соседняя комната, возможно, детская, где в углах плафона на орнаменте в виде сетки расположены медальоны с изображением детей-ангелочков. Угловые композиции на падугах включают медальоны с букетами цветов.
Особенным изяществом отличается убранство южной угловой комнаты, где, возможно, находилась музыкальная гостиная. В углах плафона изображены лиры в обрамлении из цветов. Карнизы и падуги украшены лепными гирляндами из дубовых листьев и женскими головками, а в углах расположены живописные медальоны с букетами цветов.
В залах были частично сохранившиеся паркетные полы сложного рисунка, выполненные из разных пород древесины, кафельные печи и мраморные камины.
Вдоль дворового фасада расположена пихтовая аллея.
Жилой «новый» дом
Сильно вытянутый вглубь участка двухэтажный объем под вальмовой кровлей. Главный фасад асимметричен за счет невысокого в пол-этажа башнеобразного объема на южном фланге, выступающего на главном и дворовом фасадах в виде ризалита в две оконные оси. Фасад оформлен ленточным рустом. Горизонталь подчеркивает гладкий междуэтажный выступ-кордон. Фасад завершается профилированным венчающим карнизом на расположенных в простенках декоративных кронштейнах с контррельефными продольными полосами. Окна первого этажа прямоугольные, заключены в узкие профилированные наличники. Крупные окна второго этажа без наличников. Выделяются подоконные доски с низкорельефным орнаментом и сандрики-полочки на кронштейнах, завершенные пологими фронтончиками. Аналогичное оформление имеет протяженный дворовый фасад. Со стороны главного фасада окна второго этажа башнеобразного объема, фланкированные пилястрами, и расположенные над ними сдвоенные ложные окна заключены в высокие прямоугольные ниши. В простенках на уровне подоконников расположены контррельефные поперечные полосы, на которые помещены квадратные рельефы с накладными кругами в центре. Парадный вход расположен со двора в повышенном ризалите и подчеркнут приземистым двухколонным портиком. В интерьерах сохранился фрагмент междуэтажной лестницы с чугунными балясинами, потолочная лепнина несложного орнамента и филенчатые двери в стиле модерн.
Флигель
Одноэтажный кирпичный, оштукатуренный прямоугольный объем, завершенный высокой вальмовой кровлей. Углы и простенки выделены рустованными лопатками, фасад завершается узким ступенчатым карнизом. Окна прямоугольные, заключены в рамочные наличники с замковыми камнями.
«Производственный корпус»
Здание состоит из двух объемов. Одноэтажная часть декорирована широкими лопатками и венчающим карнизом. Перпендикулярно поставленный второй объем повышен ярусом «вешал» на столбах с проемами, заполненными деревянными жалюзи. Вероятно, здание представляло собой прачечную, а вешала служили для сушки белья после стирки.
Служебный флигель
Одноэтажное здание выполнено из кирпича в технике лицевой кладки. Фасад изначально был асимметричным с высоким ризалитом на западном фланге. Стилизованная пристройка к восточному флангу с выходом на красную линию улицы выполнена, вероятно уже в советский период. Фасадный декор включает низкий цоколь, завершенный полочкой, венчающий карниз с двухступенчатыми консолями и широкие лучковые бровки с замковыми камнями, поставленные над окнами. В центе западного ризалита расположено крупное, близкое по форме к квадрату, окно с лучковым завершением, заключенные в выступающий из плоскости фасада наличник. Выше окна ряд коротких висячих лопаток. Углы западного ризалита акцентированы ниспадающими от карниза крупными висячими лопатками, включающими узкие ниши. Ризалит завершается аттиком, на котором выделяется ряд квадратных ниш. Углы аттика акцентированы тумбами в виде лотоса. Судя по расположению у главного въезда на территорию усадьбы, здание, вероятно, служило в качестве помещения для сторожа
Конюшня
Прямоугольный одноэтажный объем под двускатной кровлей с более поздним высоким двускатным аттиком на восточном торце. Вероятно, вначале торцовый фасад завершался аттиком с арочным окном, украшенном архивольтом с прямоугольным подвышением и фланкирующие его парапетные тумбы с треугольными завершениями. Такие же тумбы акцентировали углы здания. Стены оформлены лопатками, венчающим карнизом с поребриком и зубчиками понизу. Окна лучковые, заключены в наличники с замковыми камнями. По сторонам оконных проемов расположены П-образные накладные доски, слитые с лопатками в межоконных простенках. Входные проемы находятся в торцах здания.
В задней части территории расположен усадебный сад.
Сарай, хозяйственная постройка. Здания не сохранились.
Ограда с воротами
По красной линии ул. Володиной поставлена ограда. Вначале она была металлическая на кирпичных столбах. Сейчас вместо звеньев решетки кирпичная кладка. Южные ворота состоят из центрального проезда, который фланкируется боковыми устоями с фигурными завершениями, прорезанными калитками. Рядом с «новым» домом сохранились створки металлических ворот с орнаментом в духе эклектики.
Дом Н.И. Гарелина (ул. Кольцова, 31/1)
Прямоугольный двухэтажный кирпичный оштукатуренный объём под вальмовой кровлей. Дом состоит из двух частей. Более ранний объем на углу улиц Кольцова и Володиной. Угла второго этажа оформлены рустованными лопатками. Горизонтали подчеркивают междуэтажный карниз и полный венчающий антаблемент. Торцовый фасад, обращенный на ул. Кольцова завершен фигурным аттиком, который фланкируют парапетные тумбы. Окна прямоугольные. На первом этаже они заключены в узкие рамочные профилированные наличники. На втором этаже наличники дополняются подоконными лежачими филенками и прямыми сандриками на кронштейнах, между которыми также расположена узкая лежачая филенка.
Более интересную отделку имеет новый дом, выстроенный в 1890 г. по проекту П.Г. Бегена. Главный фасад оформлен ленточным рустом. Пилястры, рустованные на первом этаже и каннелированные на втором, делят фасад на три прясла. Горизонтальные членения формируют двойной междуэтажный карниз, включающий лежачие подоконные филенки и широкий венчающий антаблемент. Окна первого этажа прямоугольные, заключены в рамочные наличники с крупными замками. На втором этаже в центральном прясле два окна были арочными. Они оформлены архивольтами, опирающимися на импосты, которые поддерживаются гладкими пилястрами, фланкирующими оконные проемы. Между окнами расположена прямоугольная филенка. В боковых пряслах наличники окон решены в виде портиков, состоящих из каннелированных пилястр, фланкируют оконные проемы, и треугольных фронтонов. Служебные и жилые постройки во дворе не сохранились.
Дом И.И. Гарелина (ул. Кольцова, 25)
Прямоугольный в плане одноэтажный объем из красного кирпича, выполненный в технике лицевой кладки без штукатурки под вальмовой кровлей большого выноса поставлен по красной линии вдоль улицы. На флангах главного фасада и восточном торце здания выделяются ризалиты. Ризалит на левом фланге продолжается над кровлей аттиком с вписанным в него треугольным щипцом, который соединяется кирпичным парапетом, прорезанным щелевидными проемами с башенками по углам. На правом фланге и восточном торце здания ризалиты соответствуют повышенным объемам, перекрытым высокими вальмовыми кровлями со срезанными фасадными вальмами, поэтому щипцовые завершения приобретают трапециевидную форму. Окна основной части здания прямоугольные, оформлены рамочными наличниками с подоконными выступами, накладными квадратными досками под оконными проемами и треугольными завершениями. Окна ризалитов помещены в крупные ниши. На восточном фланге ниша с трапециевидным верхом, окно тройное, с широким центральным и более узкими боковыми проемами, которые завершаются клинчатыми замковыми камнями. На западном фланге ниша с лучковым верхом, перемычка оформлена рустом, окна заключены в наличники с прямыми сандриками.
Материалы подготовлены на основе исследования Тихомирова А.М. от 26.12.2019