Наименование объекта | Благовещенская церковь, 1822 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Лухский район, село Благовещенье, Школьная улица, 11 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1822 г. |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 11.10.2016 № 91-о Приказ Комитета от 11.10.2016 № 91-о 'О включении в реестр' Паспорт объекта культурного наследия от 23.08.1974 Обмер объекта культурного наследия от 08.1974 |
Современное значение | Памятник |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Церковь расположена в центре села Благовещенье, на высоком холме.
Каменная с колокольней церковь была построена в 1822 году на средства прихожан. В полуверсте от церкви находилось кладбище.
В церкви было три престола: в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.
Памятник представлял собой трёхчастный двухсветный пятикупольный храм, от которого сохранились до нашего времени только алтарь и холодный храм. Трапезная, служившая зимней церковью (с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского), и колокольня утрачены. Храм в стиле раннего классицизма, характерный для приволжских районов бывшей Костромской губернии, отличается четкой прорисовкой деталей и графичностью фасадной композиции.
Высокий двусветный четверик завершен четырехскатной кровлей и увенчан пятиглавием на высоких барабанах в виде четвериков с «вынутыми» углами (центральный световой). Луковичные главки с перехватами и чешуйчатым покрытием опираются на восьмигранные барочные кровли барабанов. Слегка заглубленные углы четверика скруглены. Удлиненная апсида с восточным полукружием сужена по отношению к основному объему и достигает половины его высоты. Боковые фасады храма на всю высоту расчленены тремя вертикальными нишами, объединяющими оба яруса окон, которые дополнены прямым сандриком на консольках и подоконной полочкой. На средней оси в нижнем ярусе – боковые входы. Между проемами первого и второго света помещены круглые
ниши. На флангах восточной стены расположены пилястры и два ложных окна. Апсида имеет три больших прямоугольных окна, помещенных в арочные ниши с заплечиками (среднее растесано). Карниз полного антаблемента, обходящего фасады четверика (за исключением скруглений), украшен ступенчатыми сухариками.
Центральное внутреннее пространство перекрыто сомкнутым сводом со световым проемом в шелыге; алтарь – коробовым сводом, переходящим в конху. В северном и южном дверных проемах сохранились металлические решетки второй четверти XIX века.
Клеевая живопись на своде и стенах, выполненная в стиле барокко в первой трети XIX века, характеризуется яркой цветовой гаммой и традиционной для этого времени иконографией. Поновлена маслом во второй половине XIX века. Утрачена на всех лотках свода, кроме южного, в верхнем ярусе южной стены и полностью – на северной и западной стенах.
На южном лотке свода уцелел фрагмент композиции «Хвалебная песнь Новозаветной Троице». В основании свода – охристый гризайльный карниз. Роспись стен располагалась в три яруса. В среднем из них на южной стене, в нишах изображены сцены «Блаженств», на выступах – митрополиты Петр и Иона в красно-охристых и зеленых одеяниях. Свод алтаря занимает большая композиция на тему «Похвалы Богоматери», характерная для барокко: в центре на троне – Мария с младенцем, ее окружают ангелы в развевающихся одеждах с экспрессивно изображенными крыльями.
В советский период здание использовалось под склад зерна.