Наименование объекта | Ансамбль центра села Михайловское», XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | Ивановская область, Фурмановский район, с. Михайловское, д. 44 |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | 1811 г. |
Правоустанавливающие документы | Решение Ивановского облисполкома № 322 от 22.10.1986 Решение исполкома Ивановского облсовета народных депутатов 322 Паспорт объекта культурного наследия от 09.1972 |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Построен в 1811–19 гг. на средства прихожан.
Объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль центра села Михайловское», XIX в. расположен в северо-западной части села на прямоугольной площади, которая выходит к обрывистому берегу реки Шачи. Его доминантой является церковь Рождества Богородицы, обнесенная каменной оградой. С севера от церковного участка расположены фруктовые сады.
Находясь в центре села и в самой высокой по рельефу точке, церковь хорошо обозрима, воспринимается из любого пункта села в органической связи с его жилой застройкой. Высокий и стройный шатер колокольни доминирует над широкими просторами живописных окресностей.
Церковь обращена своим восточным фасадом к реке. Объемно-пространственная композиция ансамбля центра села строится на выразительном контрасте деревянной застройки и церкви, выделяющейся своей высотой и оригинальным силуэтом шатровой колокольни и изящного пятиглавия холодного храма.
Высокая шатровая колокольня господствуюет в окружающем пейзаже. Она почти вдвое выше храма. Огромный шатер, в пропорциях и рисунке трех рядов слухов лишь
отдаленно напоминающий древнерусские прообразы, довлеет над восьмигранным ярусом звона. Высокий двусветный основной четверик храма завершен крутой скатной кровлей с пятью чешуйчатыми луковичными главками с перехватами на удлиненных граненых глухих барабанах. Симметрию плана нарушает сильно растянутая в ширину трапезная, выступающая к югу намного больше, чем к северу. Все объемы, включая и низкий полуярус колокольни, имеют скругленные углы. Этот мотив наряду с пластичностью постаментов глав, ушами в наличниках верхнего света, рустовкой столбов входных арочных тамбуров и филенчатыми пилястрами унаследован от позднебарочной архитектуры. Боковые стены четверики во втором свете ограничены с востока филенчатой лопаткой (на северной стене она даже срезает часть наличника), а с запада такой лопатки нет.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом. Арка во всю ширину алтаря ведет в помещение последнего с полусомкнутым сводом. В нижнем ярусе колокольни с пересекающимися коробовыми сводами в толще северной стены устроена лестница. В трапезной коробовый свод с поперечной шелыгой и широкими лотками над проходами.