Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль центра села Михайловское», XIX в.
Тип объекта Объект регионального значения
Местоположение Ивановская область, Фурмановский район, с. Михайловское, д. 44
Вид объекта Ансамбль
Датировка 1811 г.
Правоустанавливающие документы Решение Ивановского облисполкома № 322 от 22.10.1986 Решение исполкома Ивановского облсовета народных депутатов 322 Паспорт объекта культурного наследия от 09.1972
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Построен в 1811–19 гг. на средства прихожан.

Объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль центра села Михайловское», XIX в. расположен в северо-западной части села на прямоугольной площади, которая выходит к обрывистому берегу реки Шачи. Его доминантой является церковь Рождества Богородицы, обнесенная каменной оградой. С севера от церковного участка расположены фруктовые сады.

Находясь в центре села и в самой высокой по рельефу точке, церковь хорошо обозрима, воспринимается из любого пункта села в органической связи с его жилой застройкой. Высокий и стройный шатер колокольни доминирует над широкими просторами живописных окресностей.

Церковь обращена своим восточным фасадом к реке. Объемно-пространственная композиция ансамбля центра села строится на выразительном контрасте деревянной застройки и церкви, выделяющейся своей высотой и оригинальным силуэтом шатровой колокольни и изящного пятиглавия холодного храма.

Высокая шатровая колокольня господствуюет  в окружающем пейзаже. Она почти вдвое выше храма. Огромный шатер, в пропорциях и рисунке трех рядов слухов лишь

отдаленно напоминающий древнерусские прообразы, довлеет над восьмигранным ярусом звона. Высокий двусветный основной четверик храма завершен крутой скатной кровлей с пятью чешуйчатыми луковичными главками с перехватами на удлиненных граненых глухих барабанах. Симметрию плана нарушает сильно растянутая в ширину трапезная, выступающая к югу намного больше, чем к северу. Все объемы, включая и низкий полуярус колокольни, имеют скругленные углы. Этот мотив наряду с пластичностью постаментов глав, ушами в наличниках верхнего света, рустовкой столбов входных арочных тамбуров и филенчатыми пилястрами унаследован от позднебарочной архитектуры. Боковые стены четверики во втором свете ограничены с востока филенчатой лопаткой (на северной стене она даже срезает часть наличника), а с запада такой лопатки нет.

Четверик перекрыт сомкнутым сводом. Арка во всю ширину алтаря ведет в помещение последнего с полусомкнутым сводом. В нижнем ярусе колокольни с пересекающимися коробовыми сводами в толще северной стены устроена лестница. В трапезной коробовый свод с поперечной шелыгой и широкими лотками над проходами.