Наименование объекта | Александровская улица |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | г.Иваново, Ленина пр., 25, 31, 33, 37, 37а, 39, 41, 43, 47, 58, 60, 62, 84, 88, 90, 92, 98, 100, 102 |
Вид объекта | Достопримечательное место |
Датировка | последняя четверть 19 века - 950-е годы |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение Правительства ИО от 25.09.2014 № 224-рп 'О включении в реестр' Распоряжение Правительства ИО от 25.09.2014 № 224-рп 'О включении в реестр' Приказ комитета от 24.09.2018 № 61-о 'Об утверждении границ территории' Распоряжение Комитета от 10.09.2018 № 59-о 'Об утверждении ПО' |
Современное значение | Туристско-экскурсионный объект |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного (муниципального) значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Бодягин А.С., Грузенберг С.Н., Дубов И.Н., Дубовской В.Е., Журавлев А.А., Заруцкий П.А., Кадников Н.И., Напалков С.В., Панков В.И., Панов А.И., Рудаков П.Г., Сикорский В.Ф., Троицкий П.В., Штольба Ф.И. |
Проспект Ленина – одна из старейших улиц города. Начинается от главной площади города – площади Революции и заканчивается у Минеевского путепровода. В Вознесенской части города (то есть на территории Вознесенского Посада, слияние которого с селом Ивановом и явилось основой города Иваново-Вознесенск) участок проспекта от фабрики БИМ до ул. Карла Маркса – наиболее старый участок.
Формирование его архитектурного облика пришлось на время последней четверти 19 века – 50-х гг. 20 века (с некоторыми единичными вкраплениями позднейшего времени).
Его основу составляют различные по масштабу здания, начиная от двухэтажных дореволюционных купеческих особняков, общественных зданий дореволюционного и Советского времени в 2-4 этажа, а также крупных жилых многоквартирных домов, оформленных в традициях сталинского классицизма. Из новых зданий, несколько выделяющихся по своим объемным и стилевым характеристикам является здание гостиницы Советская, построенное в 70-х гг. 20 века. Прочие здания, возведенные в 1980-х-2000-х гг. не вносят диссонанса в общую архитектурную среду проспекта.
Все капитальные здания построены из кирпича.
На отрезке от ул. Демидова до ул. Громобоя проспект имеет ширину около 40 метров, от ул. Громобоя до ул. Октябрьской – около 60 метров, далее после ул. Октябрьской с западной стороны проспекта – сквер.
Краткая архитектурная характеристика зданий исторической застройки проспекта Ленина:
Дом № 25. Основа дома (Г-образный двухэтажный объем в северной части) построена в 1908 г. по проекту П.А. Заруцкого для местного фабриканта А.Н. Витова. В 1933 г. здание надстроено третьим этажом, а в 1982 г. к нему симметрично пристроена южная пристройка. Здание построено в стиле модерн. Этажи разделены узкими штукатурными тягами, выносная плита венчающего карниза покоится на редко расставленных консолях. Основной акцент главного фасада – балконы второго этажа с выходящими на них тремя высокими арочными проемами симметрично смещены к флангам. На кровле над ними – аттики дугообразной формы. В простенках окон – лепные вставки в виде перекрещивающихся колец и свисающих лент.
Дом № 31. Расположен в ряду застройки, в настоящее время является «новоделом» – построенной в 21 веке приблизительной копией стоявшего на этом месте дома усадьбы Гречина. В здании в 1917-1918 гг. находился штаб Красной Гвардии, во главе которого стоял А.И. Жугин, а комиссаром был С.И. Балашов. Двухэтажный, прямоугольный в лане объем размерами 18×24 метра под вальмовой крышей, с щипцом фронтона над ризалитом бокового (северного) фасада. Главный фасад симметричен и имеет 6 осей. Боковой фасад, выходящий на ул. Комсомольскую, имеет трехосевой ризалит, расположенный не по центру. Слева от него – часть фасада с 5 осями по фасаду, а справа – в три. Плоскость стены между 1-м и 2-м этажами делит карниз, а завершает антаблемент. Прямоугольные окна – в наличниках. Декоративное убранство выполнено с использованием декоративных элементов стиля классицизм, несколько стилизованных и в современной интерпретации. Здание оштукатурено. Интерьеры здания новые.
Дом № 33. Занимает значительную часть квартала вдоль улиц Комсомольской, Жиделева и проспекта Ленина. Возведено в 1883-1886 гг. по проекту архитекторов В.Ф. Сикорского и П.В. Троицкого. Двухэтажное здание возведено в стиле эклектика в его краснокирпичном варианте. Главный фасад расчленен тремя ризалитами с фигурными аттиками в завершении. Нижние окна – с лучковыми перемычками, верхние – арочного завершения. Парадный вход на центральной оси акцентирован шестиколонным портиком с колоннами, муфтированными в нижней части. Средние сдвоенные колонны слегка вынесены вперед и поставлены по сторонам входной арки под балконом. Между верхними арочными ризалита расположены пилястры со стилизованными капителями. Абаки колонн, капители пилястр и замковые камни выполнены из белого камня. Между этажами на уровне подоконников – профилированные тяги, под окнами – филенки. В простенках первого этажа – филенчатые лопатки. На втором этаже – разнообразный руст, покрывающий лопатки и стены между окнами, включая арочные и стрельчатые архивольты наличников.
Дом № 37. Здание расположено по красной линии проспекта. Построено в 1930-32 гг. по проекту ивановского архитектора Н.И. Кадникова. Оштукатурено и окрашено под бетон. Один из крупных и выразительных памятников рубежа 1920-1930-х гг., пример влияния «красной дорики» И.А. Фомина. Четырехэтажный прямоугольный основной корпус дополнен полукруглым в плане трехэтажным объемом с южной стороны, в котором был расположен зал заседаний. На главной части фасада – мощная колоннада из десяти полуколонн высотой в три этажа проходит по всей длине фасада. В интерколумниях – сдвоенные прямоугольные окна. Колоннада несет четвертый аттиковый этаж, имеющий ленточное остекление, подчеркивающее протяженную горизонталь здания. На стыке двух объемов плоскости стены прорезаны в три яруса круглые окна. Вход в здание расположен на правом фланге главного фасада, в глубокой угловой нише между двумя крайними колоннами. На фасаде полукруглой части – большие окна, скомпонованные попарно и чередующиеся с вертикалями простенков, над окнами третьего этажа – небольшие прямоугольные окна верхнего света. Объект находится в полуразрушенном состоянии после пожара, а внутренняя объемно-планировочная структура (коридорного типа с кабинетами) и интерьеры имели часто встречающееся решение и не представляли собой ценности, ныне полностью утрачены.
Дом № 37а. Первоначально двухэтажный особняк выстроен в 1913 г. для С. Ямановского (сына фабриканта Г.М. Ямановского). В 1930-х гг. надстроен третий этаж. Здание возведено в стиле неоклассицизма в краснокирпичном исполнении. Центральный ризалит главного фасада имеет три оси, боковые части – по две. Окна прямоугольные. Балкон центрального ризалита поддерживается четырьмя колоннами дорического ордера. Над окнами первого этажа – сандрики-полочки, над окнами второго этажа в ризалите – треугольные фронтончики. Между 2-м и 3-м этажами фланговых частей — карниз значительного выноса. На южном фасаде акцентом является ризалит входа, имеющий между 2-м и 3-м этажами фланговых частей – карниз значительного выноса. На южном фасаде акцентом является ризалит входа, имеющий между 2-м и 3-м этажами разорванный треугольный фронтон. Над входным проемом, обрамленном портиком с дорическими колоннами, – полуциркулярное маленькое окно, а на уровне 2-го этажа – тройное окно, в простенках которого расположено по одной дорической колонне. Весь декор выполнен из красного кирпича.
Дом № 39. Четырехэтажное угловое здание построено в 1953 году по проекту архитектора А.С. Бодягина. Является качественным представителем так называемого «сталинского ампира». Основой композиции являются мощные колоннады (из полуколонн сложного композитного ордера, с рустованными стволами) на три этажа вдоль симметричных и аналогичных главных фасадов. Четвертый этаж трактован как аттиковый, здесь в простенках над полуколоннами – прямоугольные пилоны. Центры фасадов завершены аттиками ступенчатой формы. На втором этаже центральные окна в трехосевых простенках между полуколоннами заключены в портики ионического ордера с перебитыми прямоугольными вставками стволами пилястр большого выступа и завершенные треугольными фронтонами. Между 3-м и 4-м этажами – развитый многоступенчатый межэтажный карниз большого выноса с рядом сухариков.
Дом № 41/7. Ныне 4-хэтажное здание построено в несколько этапов. Первоначально это был двухэтажный объем на перекрестке улиц, построенных в 1890 г. по проекту инженера Ф.И. Штольба. В 1964 г. здание надстроено двумя этажами по проекту Э.Я. Якобсона и получило отделку в классицистическом духе с рустовкой стен первых двух этажей, карнизом между 2-м и 3-м этажами и завершающими ризалиты треугольными фронтонами.
Дом № 43. Здание бывшей фабрики-кухни. Здание построено в 1933 г. по проекту А.А. Журалева первоначально в стиле конструктивизм. В 1952 г. переоформлено в духе сталинского классицизма по проекту А.И. Панова. Основой композиции фасадов являются ризалиты лестничных клеток, имеющие вертикально вытянутые окна и мерный ряд спаренных окон. Лишь в северном углу окна одинарные. Между 2-м и 3-м этажами – развитый карниз, а в простенках спаренных окон – рустованные пилястры на 1-м и 2-м этажах и спаренные пилястры на 3-м этаже. Между северными одиночными окнами пилястры завершены ионическими капителями.
Дом № 47. «Дом энергетиков». Построен в 1947 г. по проекту Н.И. Кадникова в духе сталинского ампира. Главный протяженный фасад вдоль проспекта Ленина композиционно разбит на три протяженные части с мерным рядом окон незначительно заглубленными двумя вставками с арками. Эти вставки решены наиболее декоративно богато и имеют развитые аттики. По вертикали композиционно здание разбито на две части: первые два этажа (на первом этаже размещены магазины и, соответственно, превалируют крупные витринные окна) имеют глубокую рустовку, между 2-м и 3-м этажами идет карниз, 3, 4, 5-й этажи – с гладкими стенами. Фасад завершен развитым карнизом с рядами сухариков и фигурных кронштейнов. В заглубленных вставках по центру расположены строенные окна с крупными балконами, фланкированные мощными полуколоннами сложного композитного ордера на всю высоту 3, 4, 5 этажей. Углы основных объемов, примыкающие к вставкам, имеют развитые балконы, обрамленные пилястрами и угловыми колоннами, идущими также на всю высоту 3, 4, 5 этажей. На балконах и аттиках – лепнина с использованием декора эпохи «социалистического реализма».
Дома № 58 и 60. Усадьба состоит из главного дома, флигеля и хозяйственных построек. Главный дом построен в 1903 г. на основе здания 2-й половины 19 века, флигель построен также в начале 20 века. Главный дом – двухэтажное кирпичное здание. Оба объекта возведены в стиле эклектики. Композиция главного фасада ассиметрична. Правая, более протяженная, часть имеет 5 метрично расположенных осей с прямоугольными оконными проемами. Левая часть – слабый ризалит, подчеркнутый рустованными лопатками (как и углы дома) с одним крупным прямоугольным горизонтально ориентированным окном на этаже, на втором этаже – балкон с ажурной решеткой. Фасады дома обходит широкий межэтажный пояс, включающий подоконные доски второго этажа, и венчающий карниз с кронштейнами, расположенными в ритме оконных проемов. Рамочные наличники окон первого этажа – с замковыми камнями, верхнего – с сандриками. Флигель – двухэтажная постройка в три окна по главному фасаду. На кровле по центру – аттик. Декоративное оформление аналогично главному дому – межэтажный широкий пояс, рамочные наличники окон с сандриками и замковыми камнями.
Дом № 62. Здание расположено по красной линии проспекта Ленина и выходит торцом на ул. Комсомольскую. Здание возведено в 1933 г. по проекту ленинградского архитектора Сергея Николаевича Грузенберга. Жилой дом текстильного треста входит в проектировавшийся в 1928 г. комплекс 4-х домов Ивтекстиля. Здание представляет собой сильно вытянутый в плане на подвалах объем вдоль проспекта Ленина. Объем усложнен уличными и дворовыми выступами, образованными сдвинутыми в стороны проспекта торцовыми блок-секциями, а также небольшими лестничными ризалитами со двора. Высота основного центрального блока – 4 этажа; торцевые – 5-этажные, на северном (угловом с ул. Комсомольской) имеется также повышение в размер одной квартиры – 6 этаж. Объемно-планировочная структура здания – секционная. В здании 5 подъездов, центры которых – лестничные клетки. Лестничные клетки выходят в дворовую часть
здания. С них осуществляется вход в квартиры (по 2 на каждом этаже секции). Квартиры имеют изолированные комнаты, кухни, санузлы, вход в которые осуществляется через коридор-прихожую квартиры. Высота квартиры от пола до пола – 3, 3 метра. В первых и вторых этажах блок-секций в постперестроечные годы устроены офисы с выходом на проспект. Главный фасад здания – западный, выходит на проспект Ленина. Важный торцевой фасад – северный, выходящий на ул. Комсомольскую и видимый более чем за километр. Все фасады несимметричны по композиции. Основу архитектурной композиции фасадов составляет система сдвинутых между собой блок-секций, их выступающих ризалитов и угловых балконов большого выноса у северной блок-секции. Композиционная структура сформирована по принципу динамического равновесия. Основой композиции центрального блока служит четкий ритм сгруппированных по 3 штуки оконных или балконных проемов у балконов, выделенных рустованными участками стен. Между ними – равномерно расположенные большие квадратные окна. Первый этаж трактован как база верхних этажей и выделен рустовкой и карнизом. Важную композиционную роль играют угловые балконы северной блок-секции, придающие особую динамику всему облику здания. Окна в здании имеют разные размеры и пропорции: прямоугольные либо квадратные. Здание первоначально проектировалось в стиле конструктивизма (а его «краснокирпичной» интерпретации, характерной для иваново-вознесенского зодчества конца 1920-х – начала 1930-х гг.) Однако в процессе доработки проекта и строительства декоративное убранство было изменено с ориентацией на классицистическое направление. Уличные фасады оштукатурены и скупо декорированы с использованием средств классической архитектуры. Рустовка первого этажа неглубокая, равно как и рустовка вертикальных балконных участков. Пояс, отделяющий первый этаж от второго, а также под окнами второго этажа – профилированный. Окна 2 и 3-го этажей попарно заключены в плоские наличники, увенчанные упрощенным сандриком, окна верхних этажей обрамлены по одному плоскими наличниками. Венчает фасад профилированный карниз с плоскими консолями над балконными участками. Из ценных декоративных элементов внимания заслуживают подлинные решетки ограждений балконов. Западный и северный фасады окрашены в желтый и белый цвета. Основное поле стен – желтое. Белым выделены балконные участки на главном фасаде, а также угловая часть на перекрестке проспекта Ленина и ул. Комсомольской. Кроме того, в белый цвет выделены мелкие декоративные элементы. Интерьеры здания решены утилитарно, без декоративного оформления.
Дом № 84. Главный дом бывшей усадьбы Полушина, выходящий на проспект Ленина, построен в 1904 г. по проекту С.В. Напалкова. Образец периода эклектики, в фасадном убранстве которого использованы формы ренессанса и неоклассицизма. На юго-западном углу здание имеет сильно вынесенный, диагонально ориентированный прямоугольный ризалит, увенчанный фигурным аттиком с чердачным окном и высокой граненой купольной кровлей. Западный и южный фасады обильно декорированы. Они расчленены профилированными карнизами (межэтажным и венчающим), подоконными поясами, усложненными лежачими филенками. В простенках прямоугольных окон размещены пилястры с квадровым рустом в первом этаже и чуть намеченным ленточным – во втором. Окна первого этажа украшены редкими блоками руста по сторонам и крупными трехчастными замками в завершении; строгие наличники второго дополнены прямыми сандриками. Крайняя левая ось главного фасада выделена треугольным фронтоном в завершении. Посредине фасада устроено входное крыльцо, а над ним – чугунный балкон на тонких чугунных граненых колонках. Эта центральная ось закреплена небольшим фигурным аттиком с чердачным окном. Силуэт здания обогащен изящной металлической решеткой, укрепленной между парапетными тумбами с килевидными фронтончиками. Со стороны проспекта Ленина территорию бывшей усадьбы ограничивает ограда на кирпичном оштукатуренном цоколе, состоящая из звеньев металлической решетки, укрепленных в высоких рустованных столбах, завершенных карнизами. Круглые в сечении прутья с волютообразными завитками образуют крупные сердцевидные узоры, соединенные витыми горизонтальными стяжками.
Дом № 88. Крупное пятиэтажное жилое здание в духе сталинского классицизма. Построено в начале 1960-х гг. по проекту И.Н. Дубова. Здание представляет собой лапидарный нерасчлененный объем на углу проспекта Ленина и ул. Громобоя. По вертикали декоративно расчленено на три части – первые 2 этажа (первый с крупными витринными окнами) обработаны под руст, между 2-м и 3-м этажами и между 4-м и 5-м идут развитые межэтажные карнизы. Венчающий карниз имеет сложный состав с рядами сухариков и фигурных кронштейнов. По горизонтали главными метрично расположенными акцентами служат портики неглубоких лоджий 3-го и 4-го этажей с коринфскими колоннами на два этажа, завершенные на 5-м этаже балконами; углы лоджий обработаны рустованными пилястрами. На углах здания аналогичные по композиции портики (но здесь нет лоджий, а просто окна) имеют вместо колонн пилястры.
Дом № 90. Представляет собой вставку между домами № 88 и Дворцом профсоюзов. Имеет Классическое решение фасада без особых композиционных акцентов.
Дом № 92. Бывшая гостиница «Националь». Первоначально – двухэтажное здание, построенное в 1912 г. по проекту архитектора В.Е. Дубовского. В 1939 г. надстроено еще двумя этажами. Главный фасад имеет основную часть с рядами узких прямоугольных окон, размещенных между пилястрами, фланкированную справа слабовыраженным ризалитом с проездной аркой щипцового завершения, в которой сохранились ворота в стиле модерн, трехгранным эркером на фтором этаже и тройными окнами на третьем, этот ризалит завершен щипцовым аттиком с тремя арочными окошками чердака. В левой стороне этой основной части – двухэтажный ризалит парадного входа , акцентированный тройным прямоугольным окном второго этажа и гранеными тумбами по его сторонам. Правая часть фасада акцентирована тремя витринными окнами первого этажа щипцового завершения, над ними – спаренные узкие окна трех этажей. Эта часть фасада завершена парапетной стенкой с щелевидными проемами.
Дом № 98. Жилой типовой пятиэтажный дом с «хрущевской» планировкой блок-секций, решенный, тем не менее, в классицистической манере как элемент среды проспекта Ленина. Имеет широкий фриз и карниз большого выноса с рядом сухариков.
Дом № 100. Крупное пятиэтажное жилое здание в духе сталинского классицизма. Построено в 1954-1959 гг. по проекту П.Г. Рудакова. Здание представляет собой лапидарный нерасчлененный объем от ул. 9 Января до ул. Октябрьской. По вертикали декоративно расчленено на три части – первые 2 этажа (первый с крупными витринными окнами) обработаны под руст, между 2-м и 3-м и между 4-м и 5-м идут развитые межэтажные карнизы. Венчающий карниз имеет сложный состав с рядами ионика, фигурных кронштейнов и розеток. По горизонтали главными метрично расположенными акцентами служат портики окон с французскими балконами в пределах 3-го и 4-го этажей с коринфскими спаренными пилястрами на полтора этажа, завершенными полукруглыми фронтонами и многокомпонентными аттиковыми частями с полувазонами в нишах, завершенные на 5-м этаже полупинаклями. На углах здания аналогичные по композиции портики, но здесь фронтоны треугольные, а полупинакли отсутствуют.
Дом № 102. Здание занимает 75 % периметра квартала, ограниченного проспектом Ленина, ул. Октябрьской, ул. Карла Маркса и пограничным переулком. Здание находится в ряду исторической застройки этих улиц. Фактически главный фасад здания выходит на вышеобозначенные улицы, внутри – его дворовой фасад. Здание возведено в 1927-1929 гг. по заказу Горкомхоза и РЖСКТ «Второй рабочий поселок». Здание строилось в два приема, по проектам разных архитекторов. Первой была часть, выходящая фасадами на ул. Октябрьскую и Пограничный переулок. Автор – архитектор В.И. Панков. Проектирование велось в Проектном бюро Губкомхоза. Вторая часть – по проспекту Ленина и ул. Карла Маркса строилась по проекту зодчих московской архитектурной группы АСНОВА Д.П. Осипова, Г.И. Глущеко, Ю.К. Спасского, А.Я. Карра, В.А. Лаврова. В целом план здания повторяет конфигурацию периметра квартала и имеет несколько неправильную форму, близкую к квадрату (разорванному в северо-восточной части). Угол, выходящий на пересечение ул. Октябрьской и Пограничного переулка – скругленный, другие оба угла (выходящие на проспект Ленина) скошены и заглублены. Количество этажей в большинстве рядовых блок-секций – 4, а в угловых у пересечения проспекта Ленина и ул. Октябрьской, а также в двух секциях по ул. Карла Маркса – 5. Здание завершено двускатной крышей. Архитектурные композиции разных частей здания имеют принципиальные различия. Первая часть здания решена без каких-либо выступов в виде мощного лапидарного блока. Основой композиционной структуры его фасадов являются легкие (в полкирпича) выступы участков стен с двумя вертикальными рядами одиночных балконов, завершенные наверху небольшими аттиками. Какое-либо композиционное выделение центра или угла отсутствует. Вертикальными элементами, составляющими ритмику фасадов, являются гладкие пилястры, лишенные баз и капителей, расставленные через два окна. Вторая часть здания имеет более динамичную композицию. Композиционная структура углового скошенного юго-западного фасада формируется за счет двух вертикальных рядов больших окон и одного ряда объединенных балконов на две квартиры, на кровле – аттик. Композиционная структура углового скошенного северо-западного фасада формируется только за счет двух вертикальных рядов средних окон. В обоих случаях первый этаж выделяется большими витринными окнами магазинов. Композиционная структура фасада по проспекту Ленина строится за счет равномерно размещенных углублений-ниш на всю высоту объема, в которых находятся длинные балконы-лоджии, а также за счет легких выступов (в четверть кирпича) участков стены, объединяющих по два окна на 2-м и 4-м этажах справа от углублений-ниш. Блок-секции со стороны ул. Карла Маркса получили формирование композиционной структуры фасадов за счет вертикальных рядов одиночных балконов, легких углублений (в четверть кирпича) межоконных простенков, а также за счет легких выступов (в четверть кирпича) участков стены, объединяющих по два окна на 2-м и 4-м этажах справа от углубления-ниши. Все окна в здании – прямоугольной (но разной) формы. Ранее на юго-западном углу здания существовал угловой балкон-козырек, сбитый в 1970-х гг. Здание построено в стиле конструктивизма, хотя в первой части еще заметны черты раннесоветской архитектуры, активно использующей классицистические приемы архитектурной выразительности. Традиционное декоративное убранство отсутствует. Художественная выразительность формируется посредством объемных элементов (балконов), углублений стен. Однако в первой части здания необходимо отметить наличие в верхних частях пилястр на уровне окон 4 этажа декоративных элементов в виде поребрика, имеющего высоту на высоту окна. Из декоративных элементов внимания заслуживают подлинные решетки ограждений балконов. Интерьеры здания решены утилитарно, без декоративного оформления.
Из подлинных исторических элементов благоустройства сохранились ограды многих дореволюционных зданий: дома № 33, 37а, 84. Кое-где сохранились столбы освещения 1950-х гг. Других элементов подлинного благоустройства (решеток общественных пространств, брусчатки и т.п.), к сожалению, не сохранилось.