Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Преображенская, 1702 г.
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение Ивановская область, Комсомольский район, с. Писчугово, 32
Вид объекта Церковь
Датировка 1702 год
Правоустанавливающие документы Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 27.12.2016 № 118-о "О включении выявленного объекта культурного наследия «Церковь Преображенская» (Ивановская обл., Комсомольский район, с. Писчугово) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Церковь Преображенская» (Ивановская обл., Комсомольский район, с. Писчугово, 32)"; приказ Минкультуры России от 28.04.2017 № 89762-р Приказ от 27.12.2016 № 118-о decree_89762-р
Современное значение Не используется
Охранный статус Объект культурного наследия местного (муниципального) значения
Техническое состояние Неудовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Стоит на вершине холма в центре села, расположенного среди болотистой местности на берегу оз. Писчугово; доминирует в окружающем пейзаже. В нач. 17 в. здесь был основан мужской монастырь – Никольская Писчугова пустынь с деревянным Никольским собором. В 1702 г. на средства стольника Ф.В. Шилова была выстроена Спасо-Преображенская церковь – кирпичная и побеленная по кладке. Около сер. 18 в. к северо-западу от нее потомками Шилова была возведена двухэтажная каменная церковь с колокольней. Ее нижний престол был посвящен иконе Владимирской Богоматери, а верхний – Рождеству Иоанна Предтечи. Пустынь закрыли в 1764 г., а церкви стали приходскими. К настоящему времени сохранилась лишь церковь Преображения, утратившая, однако, боковые крыльца. Один из лучших в области памятников рубежа 17–18 вв. в стиле нарышкинского барокко, отличающийся подчеркнуто вертикальной объемной композицией.

Трехчастный в плане ярусный храм относится к типу восьмерик на четверике, характерному для нарышкинского барокко. Крупный двусветный четверик на подклете несет два поставленных друг на друга широких световых восьмерика, уменьшающихся в размерах, и стройный цилиндрический барабан, завершенный большой луковичной главой с ажурным крестом. К четверику примыкают более низкие и узкие, также на подклетах, трапезная и алтарь одинаковых размеров, причем у последнего подклет имеет прямоугольную в плане форму, а в основной части восточная стена скруглена. Алтарь и трапезную венчают узкие и высокие глухие восьмерики с главами на цилиндрических барабанах. Перед западным входом в трапезную частично сохранилось двухмаршевое позднее (19 в.) открытое крыльцо.

Убранство фасадов выглядит несколько архаичным. Декор нижнего яруса выполнен в духе сер. – 2-й пол. 17 в.: на углах объемов широкие лопатки, в завершении простые карнизы с поребриком; свободно размещенные арочные окна обрамлены наличниками, имеющими полуколонки с дыньками или наборные балясины и килевидные фронтоны; перспективные порталы также украшены дыньками. Необычно расположенные небольшие окна подклета в прямоугольных рамках – лишь с южной и восточной сторон (на северной стороне они имеются только в трапезной). Верхние ярусы здания оформлены уже в нарышкинском стиле: полуколонки на углах, наложенные на лопатки, филенчатая трактовка граней и

наличники с разорванными фронтонами.

Помещение храма с тромпами при переходе от четверика к нижнему восьмерику сильно развито по вертикали и завершено сомкнутым восьмилотковым сводом. В алтаре – коробовый свод с конхой, в трапезной – полулотковый. Узкая лестница в южной стене алтаря ведет в подклет. Его основную часть занимал теплый храм, своды которого опирались на квадратный столп в центре. Под трапезной была устроена изолированная ризница (вход в южной стороне подклета); она имеет узкие окна типа бойниц и коробовый свод. В подклете полы кирпичные, в храме поверх квадратных кирпичей положены чугунные плиты 1838 г. Сохранились оконные решетки с репьями и отдельные металлические ставни, а в западном портале – железные двери с коваными полосами, также украшенные репьями.

Масляная живопись на своде и стенах в духе позднего академизма типична для провинциальных росписей нач. 20 в. В своде граненого барабана написан Саваоф, на лотках восьмерика – статичные изображения архангелов, в тромпах – евангелисты. Стены заняты евангельскими композициями, из них в наиболее хорошем состоянии – «Отрок Христос поучает во храме» (северная стена) – с характерным для академизма разреженным расположением фигур. Обрамляет сюжеты растительный орнамент.

До недавнего времени в храме сохранялась верхняя часть иконостаса нач. 18 в.– интересный памятник в стиле нарышкинского барокко, по своей структуре восходящий к древнерусским иконостасам кон. 17 в. Первоначально пятиярусное сооружение в 11 осей, расчлененное простыми крепованными карнизами, было богато декорировано: во втором ярусе иконы были разделены массивными резными кронштейнами, в трех верхних – узкими витыми колонками на высоких постаментах. Центральные иконы фланкировались ажурными колонками, украшенными пышной виртуозной резьбой, включавшей виноградные гроздья и листья. Фризы были расписаны стилизованным травным орнаментом в подражание тябловым иконостасам. На разорванном фронтоне в завершении возвышалось выразительное по форме «Распятие»: на кресте написано изображение Христа, обрамленное нарядной барочной резьбой в виде завитков, покрытых бусинами, и цветов. Необычно были исполнены фигуры предстоящих, написанные на иконах у подножия креста. В настоящее время сохранился лишь фрагмент завершения иконостаса.