Наименование объекта | Церковь бывшая Ильинская |
---|---|
Статус объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | г.Иваново, Кольцова ул., 19 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1842 год |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70
Распоряжение от 18.06.2009 № 70 |
Современное значение | Православный храм |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Каминский А.С. |
Стоит в центре Ильинской слободы и является ее архитектурной доминантой. Кирпичная на белокаменном цоколе церковь в бывш. с.Воробьеве построена в 1838-42 гг. на средства купца Александра Алексеевича Лепетова. В 1890-х гг. обновлялась на средства А. И. Гарелина по проекту московского архит. А.С. Каминского; им же выполнены иконостасы. Редкий для Иванова памятник культовой архитектуры позднего классицизма с оригинальной объемной композицией.
В композиции бесстолпного храма господствует поставленный на четверик крупный объем световой ротонды, перекрытый сферическим куполом и увенчанный пятью луковичными главками на цилиндрических шеях. Равновысокие алтарная часть с выступом прямоугольной апсиды и квадратная двустолпная трапезная заметно понижены по отношению к основному четверику, равно как и строгие четырехколонные боковые портики, что еще более подчеркивает роль центрального ядра. Сравнительно невысокая двухъярусная с полуярусом колокольня, соединенная с трапезной узким переходом, также не противоречит доминированию основного объема.
Стены стройной ротонды расчленены плоскими лопатками. В образовавшихся нишах поочередно расположены арочные световые и ложные окна с архивольтами. Боковые дорические портики завершены полными антаблементами и треугольными пологими фронтонами. Окна четверика и трапезной дополнены простыми наличниками и треугольными фронтончиками. Апсида освещается тремя близко сдвинутыми, узкими, почти щелевидными окнами. Необычно выглядит колокольня (завершение утрачено) — ее цилиндрический верхний ярус звона прорезан четырьмя стрельчатыми арками.
Центральное пространство храма перекрыто куполом, в алтаре — цилиндрические своды, в трапезной — система вспарушенных сводов. Интересны оригинальные ниши лепестковой формы в углах четверика. В интерьерах частично сохранились мозаичные полы, а также фрагменты первоначальной живописи.
Клеевая роспись 1-й трети 19 в. — характерное произведение палехско-шуйского круга. Сюжетные сцены близки к классицизму, а гризайльный декор традиционно написан в стиле барокко. Во 2-й пол. 19 в. прописана маслом, нимбы первоначально были позолочены. Красочный слой сильно загрязнен; видимо, первоначальный колорит строился на насыщенных красных, охристых и синих тонах. В куполе и трапезной живопись утрачена. В барабане-ротонде роспись расположена в два яруса: между окнами изображены церковные атрибуты, а ниже — сцены из жития Ильи Пророка. На стенах написаны евангельские композиции, в апсиде — сюжет «Христос — Великий Архиерей», на восточной стене — «Тайная вечеря».