Наименование объекта | Введенская церковь, 1780 год |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Кинешемский район, село Горки |
Вид объекта | no |
Датировка | 1780 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена в центральной части села, на кладбище. Построена в 1780 году. Кирпичные стены обработаны под затирку и побелены. Интересный пример использования мотивов допетровской архитектуры в период классицизма, характерный для данного региона, ранее входившего в Костромскую губернию.
В основе объемно-пространственной композиции здания – высокий трехсветный четверик, к которому примыкают низкая, чуть суженная пятигранная апсида и такой же высоты широкая трапезная. Скругленные алтари ее приделов частично закрывают боковые стены храма и завершены небольшими главками. В венчающей части храма – пояс имитирующих кокошники неглубоких полуциркульных ниш, декоративное пятиглавие на тонких восьмигранных шеях – ощутимы традиции древнерусского зодчества. Высокая столпообразная восьмигранная колокольня, приподнятая на низком четверике и завершенная стройным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой, типична для костромского зодчества.
Стены четверика на всю высоту фланкированы узкими лопатками, антаблемент над ними крепован. Окна третьего яруса имеют восьмигранную форму, типичную для нарышкинского барокко. Остальные окна – также небольшие, арочные, с замком в вершине. В первом ярусе осевые линии нарушены, окна сдвинуты к востоку и сближены. Наличники окон трапезной имеют изогнутые надоконные доски, повторяющие форму лучковых перемычек, криволинейные сандрики и колонки по сторонам воспроизводят в обобщенной форме мотивы барокко. В декоре колокольни применены огибающие угловые лопатки, филенки, пояски поребрика, городков и трехрядная пила, пирамидки кокошников в основании граней шатра и наличники слухов с треугольными сандриками.
Высокое центральное пространство, завершенное восьмилотковым сомкнутым сводом, соединено тремя арочными проходами с алтарем, перекрытым граненой конхой. Двустолпная трапезная, разделенная подпружными арками на отдельные ячейки, имеет систему коробовых сводов с лотками. Первый ярус колокольни и притвор между ней и трапезной перекрыты коробовыми сводами. Вход в трапезную со стороны притвора оформлен перспективным порталом. В колокольне внутристенная лестница ведет к ярусам звона.
Первоначальная роспись середины XIX века – композиция «Новозаветная Троица» в окружении ангельских чинов – сохранилась на своде. Храм и трапезная расписаны маслом в конце XIX века, тогда же прописана живопись свода. В 1972 году стенопись всей церкви поновлена. Роспись характерна для позднеакадемической манеры. Большинство композиций
замкнуты и уравновешены. Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с полотен Г.И. Семирадского, а построения ряда сцен восходят к иллюстрациям Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых по звучанию красках – синих, розоватых и голубых. На стенах живопись расположена в три яруса, разграниченных лентами растительного орнамента. Роспись посвящена евангельским сюжетам, причем на западной стене представлены «Страсти Христовы», а на восточной – «Жены мироносицы» и «Христос в Эммаусе». Свод алтаря занят монументальной композицией «Новозаветная Троица», а на его стенах написаны традиционные ветхозаветные сюжеты, связанные с символикой алтаря, и отцы церкви. В трапезной после поновления живопись утратила свой стиль и колорит. Евангельские композиции на стенах и сводах заключены в живописные фигурные рамы. В цветовой гамме преобладают зеленовато-серые тона.
Трехъярусный главный иконостас второй половины XIX века, фон которого окрашен белой краской, а детали позолочены, выдержан в формах классицизма с барочными мотивами в резьбе; имеет завороты на боковые стены. Его боковые врата с изображением Давида и Мельхиседека – второй половины XIX века, иконы – XX века. В каждом ярусе расположены иконы двух чинов, отличающиеся по размеру и конфигурации. Крепованные антаблементы подчеркивают выступы и углубления по осям врат. Третий неполный ярус с волютами по сторонам завершен иконой «Коронование Богоматери» в фигурном обрамлении и небольшими овальными иконами в резных венках. На царских вратах на фоне барочной решетки помещены шесть икон в картушах. В таком же стиле исполнена напрестольная сень. В западных углах трапезной сохранились две облицованные кафелем печи. Южная из них, кафели которой украшены кобальтовыми рисунками вазонов, может датироваться первой половиной XIX века. Представляют интерес два деревянных «саркофага» – постамента под «гроб господен» (первая половина XIX века). Их затянутые холстом лицевые поверхности расписаны маслом. На гранях одного из них в лежачих овалах изображены «Страсти Господни», исполненные в самобытной, наивно-выразительной манере, близкой по духу народному искусству. Паникадило в храме – первой половиной XIX века.
Двухъярусные иконостасы южного и северного приделов в трапезной — типичные образцы конца XIX века в русском стиле. Иконы – XX век. Их завершение состоит из треугольных фронтончиков и икон в арочных киотах. Иконостасы декорированы массивной орнаментальной резьбой растительного и геометрического рисунка.