Наименование объекта | Введенская церковь, 1766 год |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Родниковский район, село Филисово |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1766 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Комплекс церковных построек расположен при въезде в крупное торговое село со стороны Вичуги. На противоположном конце села уцелели три типовых одноэтажных корпуса больницы начала XX века., а в центре хорошо сохранилась периметральная обстройка площади жилыми домами и лавками этого же времени. В XIX веке комплекс включал две церкви. Более ранняя Троицкая, выстроенная в 1766 году владельцем соседней усадьбы графом И.И. Воронцовым, не сохранилась. Она располагалась к югу от линии современной ограды (старая ограда разрушена). В центре нынешнего участка стоит церковь Введения, возведенная в 1807 году; боковые притворы относятся к середине XIX века, а западный притвор трапезной пристроен во 2-й пол. столетия. К юго-западу от храма расположена колокольня первой половины XIX века. Северо-западный угол участка занимает дом причта с примыкающей к нему палаткой (оба конца XIX века). К западу от колокольни, за церковной оградой стоит здание церковноприходской школы того же времени. Все сооружения кирпичные. Характерный для центральной части области церковный комплекс, включающий храм, выстроенный в запоздалых формах барокко и колокольню в стиле классицизма. Своеобразие комплекса определяется контрастным сопоставлением небольшого храма и высокой колокольни, играющей роль вертикальной доминанты.
Бесстолпный, пятиглавый, двухапсидный храм, причем северная апсида немного больше южной. Основной четверик завершен высокой четырехскатной кровлей с широко расставленным декоративным пятиглавием. Его луковичные чешуйчатые главки поставлены на тонкие четырехгранные барабаны (центральный восьмигранный барабан обшит железом). Небольшая квадратная трапезная чуть ýже
четверика. Апсиды покрыты общей скатной кровлей с маковичной главкой в завершении.
Плоскостное наружное убранство выполнено в стиле барокко. Боковые фасады храма расчленены на три прясла лопатками, несущими развитый антаблемент. Углы четверика и трапезной рустованы и раскрепованы. На уровне верха апсиды и трапезной по всему зданию проходит профилированный карниз, отделяющий первый ярус от второго. Ложные арочные окна второго яруса с накладными досками и рельефными кругами над ними также образуют своеобразное членение верхней части стены. Окна нижнего яруса (одинаковые на всех частях храма) имеют лучковые перемычки и заключены в сложные фигурные наличники с ушами. Портики более поздних боковых притворов имеют иной облик – характерный для архитектуры позднего классицизма: они состоят из двух пар колонн тосканского ордера, несущих треугольные фронтоны, проемы здесь арочные.
Внутреннее пространство четверика перекрыто низким сомкнутым сводом с распалубками и открывается в алтарь и трапезную широкими арочными проемами (перекрытие трапезной аналогично четверику).
Масляная роспись исполнена между 1947 и 1950 годами.
В церкви четыре деревянных иконостаса: два из них в двухпрестольном храме, два в трапезной. Все иконостасы сборные, их конструктивные элементы и иконы перенесены из утраченной Троицкой церкви с. Филисово и из церкви Успения с. Бортницы Родниковского р-на. Поэтому структурно композиции иконостасов выдержаны недостаточно четко. Их украшает накладная резьба середины XIX века в духе классицизма. Большинство икон относится к XVIII–XIX векам. Из приносных икон следует выделить небольшую «Аарон, Самон и Авив» (в южном приделе), относящуюся к XVII веку.