Наименование объекта | Воздвиженская церковь, 1790 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Заволжский район, село Воздвижеенье |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | XVIII век |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена на высоком левом берегу Волги, невдалеке от главной улицы села, вытянутой вдоль реки. Возведена в 1790 году из кирпича и оштукатурена. Первоначально, вероятно, колокольня стояла отдельно от храма. В середине XIX века были сооружены трапезная, а также западная и южная пристройки к колокольне. Территория церкви обнесена оградой. Живописно поставленный в пейзаже высокий храм с шатровой колокольней характерен для территории бывшей Костромской губернии. В нем органично сочетаются традиционные древнерусские формы с элементами барокко и раннего классицизма.
Высокий трехсветный четверик с четырехскатной кровлей увенчан пятью декоративными луковичными главами (центральная – более крупная) на узких граненых шеях. Низкие (в уровень первого света) пятигранная апсида и широкая трапезная покрыты высокими скатными кровлями. Стройная восьмигранная колокольня на невысоком четверике первого яруса имеет шатровое завершение с тремя рядами слухов и маленькой главкой.
Нижний ярус основного объема завершен широким карнизом с рядом сухариков, переходящим в венчающие карнизы апсиды и трапезной. Над ступенчатым карнизом верхнего яруса – пояс декоративных полуциркульных кокошников. Лопатки фиксируют углы четверика и апсиды и членят фасады трапезной. Боковые входы в храм выделены небольшими ризалитами-порталами, которые завершены над карнизом треугольными фронтонами с сухариками. Проемы в первом и третьем ярусах четверика расположены по трем осям, во втором – одно окно на средней оси. Все они, а также окна апсиды – с лучковыми перемычками и обрамлены барочными
наличниками с ушами и сандриками-бровками. Прямоугольные дверные проемы дополнены треугольными сандриками; в них сохранились металлические решетки первой половины XIX века. Углы столпа колокольни закреплены огибающими лопатками, его украшают декоративные горизонтальные пояски.
Высокое и светлое внутреннее пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Первоначально в шелыге было световое кольцо центральной главы. В апсиде коробовый свод переходит в граненую конху, в двустолпной трапезной – сомкнутые своды с распалубками над окнами.
Стенописи четверика и трапезной выполнены маслом в начале XX века. в позднеакадемической манере, в 1946–47 годах поновлены и дополнены. На северной и южной стенах живопись расположена в три яруса: в нижнем – евангелисты, в двух верхних – сцены из Нового Завета. На западной стене вверху сохранилась одна композиция «Обретение креста». На сводах трапезной в основном расположены евангельский и богородичный циклы, причем в качестве образца для некоторых сцен использованы картины Поленова, Семирадского, Нестерова и В. Васнецова. В трапезной сохранился орнамент нач. 20 в., написанный в неярких, но чистых голубых, зеленых, желтых, терракотовых тонах и хорошо выделяющийся на розовом фоне стен и сводов.
Трехъярусный главный и одноярусные придельные иконостасы 1940-х годов – сборные. Иконы датируются концом XIX–XX веков. В главный иконостас включены части старого: две каннелированные колонны по сторонам царских врат, перевитые резными гирляндами (конец XVIII – начало XIX века). В северном приделе находится деревянная скульптура «Христос в темнице» (XIX век).