Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Воздвиженская церковь, 1790 г.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Заволжский район, село Воздвижеенье
Вид объекта Церковь
Датировка XVIII век
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану''
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена на высоком левом берегу Волги, невдалеке от главной улицы села, вытянутой вдоль реки. Возведена в 1790 году из кирпича и оштукатурена. Первоначально, вероятно, колокольня стояла отдельно от храма. В середине XIX века были сооружены трапезная, а также западная и южная пристройки к колокольне. Территория церкви обнесена оградой. Живописно поставленный в пейзаже высокий храм с шатровой колокольней характерен для территории бывшей Костромской губернии. В нем органично сочетаются традиционные древнерусские формы с элементами барокко и раннего классицизма.
Высокий трехсветный четверик с четырехскатной кровлей увенчан пятью декоративными луковичными главами (центральная – более крупная) на узких граненых шеях. Низкие (в уровень первого света) пятигранная апсида и широкая трапезная покрыты высокими скатными кровлями. Стройная восьмигранная колокольня на невысоком четверике первого яруса имеет шатровое завершение с тремя рядами слухов и маленькой главкой.
Нижний ярус основного объема завершен широким карнизом с рядом сухариков, переходящим в венчающие карнизы апсиды и трапезной. Над ступенчатым карнизом верхнего яруса – пояс декоративных полуциркульных кокошников. Лопатки фиксируют углы четверика и апсиды и членят фасады трапезной. Боковые входы в храм выделены небольшими ризалитами-порталами, которые завершены над карнизом треугольными фронтонами с сухариками. Проемы в первом и третьем ярусах четверика расположены по трем осям, во втором – одно окно на средней оси. Все они, а также окна апсиды – с лучковыми перемычками и обрамлены барочными

наличниками с ушами и сандриками-бровками. Прямоугольные дверные проемы дополнены треугольными сандриками; в них сохранились металлические решетки первой половины XIX века. Углы столпа колокольни закреплены огибающими лопатками, его украшают декоративные горизонтальные пояски.
Высокое и светлое внутреннее пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Первоначально в шелыге было световое кольцо центральной главы. В апсиде коробовый свод переходит в граненую конху, в двустолпной трапезной – сомкнутые своды с распалубками над окнами.
Стенописи четверика и трапезной выполнены маслом в начале XX века. в позднеакадемической манере, в 1946–47 годах поновлены и дополнены. На северной и южной стенах живопись расположена в три яруса: в нижнем – евангелисты, в двух верхних – сцены из Нового Завета. На западной стене вверху сохранилась одна композиция «Обретение креста». На сводах трапезной в основном расположены евангельский и богородичный циклы, причем в качестве образца для некоторых сцен использованы картины Поленова, Семирадского, Нестерова и В. Васнецова. В трапезной сохранился орнамент нач. 20 в., написанный в неярких, но чистых голубых, зеленых, желтых, терракотовых тонах и хорошо выделяющийся на розовом фоне стен и сводов.

Трехъярусный главный и одноярусные придельные иконостасы 1940-х годов – сборные. Иконы датируются концом XIX–XX веков. В главный иконостас включены части старого: две каннелированные колонны по сторонам царских врат, перевитые резными гирляндами (конец XVIII – начало XIX века). В северном приделе находится деревянная скульптура «Христос в темнице» (XIX век).