Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Воскресенская церковь
Тип объекта Объект регионального значения
Местоположение Ивановская область, Фурмановский район, с. Вязовское, д. 13
Вид объекта Памятник
Датировка начало XIX века.
Правоустанавливающие документы Решение Ивановского облисполкома от 31.08.1989 № 368 Решение исполкома Ивановского облсовета народных депутатов о Паспорт
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Возвышенный церковный участок на краю села огибает дорога из Иванова на Фурманов. Нынешний храм сооружен в 1872 г. на средства иваново-вознесенского 1-й гильдии купца и фабриканта З.Л. Кокушкина (сохранились надписи о возведении здания и его росписи); стоит на месте деревянной церкви 1774 г. К юго-западу от храма сохранились ворота ограды. Оба сооружения кирпичные, с побелкой по кладке. Формы церкви характерны для начального этапа русского стиля и очень близки типовым проектам, опубликованным К.А. Тоном в 1830-е гг.

Двусветный кубический основной объем завершен четырехскатной кровлей с пятью широко расставленными маленькими глухими главками-маковками. Крупную пятигранную апсиду фланкируют прямоугольные пониженные объемы, из-за чего алтарная часть уравнивается по ширине с четвериком. Прямоугольная поперечно ориентированная трапезная (также в ширину четверика) соединяет его с невысокой трехъярусной колокольней, увенчанной под небольшим шатром.

Фасадное убранство соединяет в себе элементы древнерусского зодчества и отзвуки упрощенного барокко (наличники). Над арочными боковыми порталами нависают перспективные архивольты и металлические зонты на кронштейнах ампирного рисунка (частью утрачены). Стены на всю высоту расчленены пучками наложенных друг на друга плоских пилястр. Раскреповки антаблемента над ними необычны по форме. Излюбленная в древнерусском зодчестве килевидная форма обрамлений использована для выделения арок звона на фоне шатра, а также в аркатурно-колончатых поясах барабанов. Упрощенные ширинки включены во фризы и в архивольты порталов.

Четверик перекрыт сомкнутым сводом. Пятигранная апсида с граненой конхой связана проемами с боковыми помещения по сторонам, не имеющими выхода в основной объем.

На западной

стене церкви сохранилась надпись о том, что: «Храм сей украшен стенною живописью 1911 года по благословению Преосвященнейшего Виссариона Епископа Костромского и Галичского, старанием священника о. Павла Николаевича Веселовского, церковного старосты Афанасия Власовича Долотова и усердием прихожан, исполнил живопись Морозов». Роспись выполнена маслом; частично утрачена в основном объеме на боковых стенах и полностью на западной; уцелела на сводах четверика и апсиды. Типичное произведение в духе позднего академизма. Композиции исполнены довольно статично, с обобщенным вторым планом. В цветовой гамме преобладают разбеленные охристые и голубоватые тона.

На своде, ребра которого подчеркнуты орнаментальными тягами, написаны четыре композиции; три из них традиционны для данного времени: «Крещение» (южный лоток), «Преображение» (северный), «Вознесение» (западный); на восточном лотке вместо обычного «Воскресения» изображен «Деиусус».

На боковых стенах роспись размещена в два яруса. Вверху в центре в фигурном обрамлении написаны «Богоматерь Знамение» (южная) и «Спас Нерукотворный» (северная), по их сторонам – изображения евангелистов в прямоугольных обрамлениях и святых в круглых медальонах. В нижнем ярусе асимметрично расположены евангельская сцена (на северной стене – «Христос и самаритянка») и изображение святого. В конхе апсиды – «Новозаветная Троица».

Сохранился архитектурный каркас трехъярусного иконостаса кон. 19 – нач. 20 в. в духе эклектики. Большие прямоугольные иконы нижнего яруса контрастировали со сдвоенными и одиночными верхними в арочных обрамлениях. Центральная часть выделялась крупными иконами с трехлопастным завершением. Третий ярус венчают затейливые многолопастные килевидные обрамления в виде кокошников.