Наименование объекта | Воскресенская церковь, 1799 год |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Ильинский район, село Воскресенское |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1799 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Стоит в центре села, на восточной стороне большой квадратной площади при пересечении дорог. Построена в 1798 году, кирпичные стены побелены по кладке. В 1854 году возвели нынешнюю колокольню, а в 1908 году расширили трапезную, устроив по бокам приделы с гранеными апсидами. Скромный сельский храм интересен своеобразной архаичной трактовкой форм барокко в соединении с мотивами народного творчества.
Двусветный кубический основной объем под четырехгранной купольной кровлей с полицей и маленькой главкой, к которому примыкает пятигранный низкий алтарь, уступил ведущую роль в композиции поздней массивной трапезной в уровень храма с небольшой колокольней по центру западной стены (два четвериковых яруса и промежуточный полуярус). Колокольня завершена пирамидальным покрытием с широкой полицей в основании и миниатюрной главкой. Членение фасадов четверика широкими рустованными лопатками на две половины и барочные выступы плоских наличников обоих ярусов окон напоминают о русской архитектуре первой половины XVIII века. К трехуступчатым углам четверика, свойственным зрелому барокко (образованы аналогичными лопатками на флангах), наверху подходят фризы с заполнением «косицами» – треугольными впадинами между поставленными на тычок и диагонально наклоненными кирпичами. Выше расположен ступенчатый карниз с сухариками. Эти мотивы, близкие орнаментике народного зодчества, позволяют предположить участие в строительстве местных мастеров.
Обрамление арок звона колокольни в виде упрощенного перспективного портала с килевидным архивольтом, а также прямоугольный выступ в архивольтах крупных средних арочных окон трапезной наиболее определенно указывают на позднее время сооружения этих объемов.
Небольшое полутемное пространство храма, куда попадают через просторную светлую трапезную, перекрыто сомкнутым сводом с фигурным обрамлением лотков профилированными тягами. Такие же тяги на коробовом своде с конхой в алтаре выделяют квадрат с полукружиями по сторонам вокруг центрального кольца. Своды в трапезной и приделах – коробовые. В храме, в окнах второго света, сохранились первоначальные решетки с заусенцами.
В 1980 году вся живопись в храме была переписана. До этого сохранялись масляные росписи второй половины XIX века в своде четверика и на его южной стене; в начале XX века были расписаны южная и западная стены трапезной и частично алтаря ее северного и южного приделов. В лотках свода помещены «Новозаветная Троица» и три сцены «Страстей», которые в верхнем ярусе стен дополнялись страстным циклом. Росписи трапезной преимущественно посвящены деяниям св. Николая.
Главный двухъярусный сборный иконостас и его иконы относятся к середине XIX века. В церкви сохранились скульптурное «Распятие с предстоящими», иконы в фигурных деревянных рамах, «Христос в темнице», а также небольшое «Распятие» -выразительный пример народной примитивной скульптуры (все – конец XVIII – начало XIX веков).