Наименование объекта | Вокзальная площадь |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | г.Иваново, Вокзальная пл. |
Вид объекта | Достопримечательное место |
Датировка | 1933-1977 годы |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета от 21.02.2019 № 3-о О включении в реестр Приказ комитета от 21.02.2019 № 3-о 'О включении в реестр' Распоряжение комитета от 25.03.2019 № 37-о 'Об утверждении ПО' |
Современное значение | Туристско-экскурсионный объект |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного (муниципального) значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Бодягин А.С., Врагов В.Н., Денисов В.В., Жук С.К., Каверинский В.М., Панов А.И. |
В 1833 г. Диодор Андреевич Бурылин купил участок земли у графа Д. Н. Шереметева для священнослужителей единоверческой церкви. Однако через десять лет с разрешения Синода он продал этот участок Н. М. Гарелину, который в 1844 г. выделил часть земли жителям. Тем самым было положено начало Троицкой слободе. Своё название она получила в память первого крестного хода в честь основания слободы, который состоялся в день Святой Троицы.
Самой первой улицей этого нового поселения стала нынешняя ул. Фурманова, которая после учреждения Вознесенского посада называлась Троицкой слободой. Постепенно площадь застройки этого района расширялась, параллельно возникла другая улица (ныне ул. Карла Маркса), которую в 1872 г. назвали Большой Троицкой. С 1883 г. старая улица получила название 1-я Троицкая, а возникшая вновь – 2-я Троицкая. Через четыре года сформировалась следующая улица (ныне Станционная), которая получила название Троицкая Задняя, а с 1896 г. – 3-я Троицкая. Тогда же сформировалась 4-я Троицкая (ныне Земляная). Улица Карла Маркса выходит на Вокзальную площадь и далее на площадь Генкиной.
Первый железнодорожный вокзал в Вознесенском посаде появился ещё в 1868 г. Это было деревянное двухэтажное здание, которое не сохранилось. В 1894 г. выстроили новый вокзал в «русском» стиле с кирпичной центральной частью и деревянными одноэтажными боковыми крыльями, на торцах которых расположены двухэтажные объёмы. Уже к началу XX века вокзал стал слишком тесным и в 1908 г. обсуждался вопрос о строительстве нового здания в местечке Хуторово, в 1912 г. проект был утвержден городским общественным управлением, однако из-за начавшейся войны вопрос остался не решённым.
Новый проект вокзала (пл. Вокзальная, 3) был разработан московским архитектором В. М. Каверинским и утвержден в 1930 году. Летом 1931 г. основной объем был выстроен и начались отделочные работы. Торжественное открытие вокзала состоялось 15 января 1933 г. В те годы он был седьмым по величине в стране и до сих пор является наиболее крупным в городе и интересным в архитектурном отношении зданием в стиле конструктивизма. В начале 1930-х гг. был снесен целый квартал частных жилых домов между ул. Карла Маркса, Калинина и линией железной дороги. В результате сформировалась площадь перед новым зданием железнодорожного вокзала. Тогда же в центре площади поставили памятник В.И. Ленину.
В 1951-1952 гг. ивановский архитектор А.И. Панов разработал проект крупного 110-квартирного жилого дома в формах парадной послевоенной архитектуры по заказу фабрик им. С.И. Балашова и О.А. Варенцовой. Его строительство планировалось напротив здания вокзала на четной стороне ул. Карла Маркса, на углу с ул. Калинина. Проект первой очереди дома — 50-квартирный дом фабрики им. С.И. Балашова был утвержден в 1951 г. Строительство началось в 1952 г. и эта часть дома сдана в эксплуатацию в 1954-1955 гг. (ул. Карла Маркса, д. 42/62). Проект второй очереди – 60-квартирный дом фабрики им. О.А. Варенцовой (ул. Карла Маркса, 44) утвердили в 1952 г. Строительство началось в 1954 г. велось медленно, дом сдавался в эксплуатацию посекционно, последняя секция была закончена в 1959 г.
Западную сторону Вокзальной площади между ул. Земляной и Карла Маркса в соответствии с проектом 1955 г. должен был оформлять парадный фасад жилого дома Северной железной дороги. Он остался не осуществлённым. Новый проект 71-квартирного жилого дома Северной железной дороги (пл. Вокзальная, д. 1) был разработан архитектором А.И. Пановым в 1956 г., уже после постановления ЦК КПСС 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В связи с новыми установками партийного руководства здание практически лишено декоративной отделки. Дом ставился на углу ул.
Земляной и Вокзальной площади и был сдан в эксплуатацию в 1958 г. Планировавшаяся вторая очередь дома осталась не реализованной.
В середине 1956 г. выполнили благоустройство Вокзальной площади, посадку деревьев и декоративных кустарников, устройство цветочных клумб. Одновременно провели реконструкцию здания вокзала с уменьшением размеров окон, заменой оконных переплетов и дверей и переделкой кровли над рестораном с плоской на двускатную. Главным архитектором проекта был А. С. Бодягин. Архитектор С.К. Жук писал в пояснительной записке: «Существующий вокзал необходимо реконструировать со стороны его архитектуры, совершенно не терпимой в наше время. Вся площадь должна быть решена как единый архитектурный ансамбль и, конечно, не в формах конструктивизма». Вероятно, в связи с постановлением ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 г. от этой идеи отказались, благодаря чему здание вокзала в-основном сохранило облик памятника конструктивизма.
В 1975-1976 гг. к западу и востоку от вокзала были выстроены административное здание Северной железной дороги (пл. Вокзальная, д. 3А) (архитекторы В.Н. Врагов, В.В. Денисов) и железнодорожного почтамта (пл. Вокзальная, д. 5). На фасадах, высотных частей зданий, обращенных к площади, в 1975 г. были установлены мозаичные панно, выполненные по рисункам художников М. И. Малютина и Е. А. Грибова – «Героям гражданской и Великой Отечественной войн» (д. 3А) и «1905 год» (д. 5). В те же годы архитектор З. Т. Болтунова разработала проект детальной планировки Вокзальной площади. Памятник Ленину, как не соответствующий масштабу новой застройки перенесли в здание вокзала.
2 сентября 1977 г. в центре Вокзальной площади была установлена монументально-декоративная композиция «Молодым революционеркам текстильного края». Композиция создавалась в соответствии с постановлением ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, Министерства культуры РСФСР, ЦК ДОСААФ и Совета ветеранов войны от 27 мая 1977 г. «О проведении в городе Иванове VIII Всесоюзного слёта участников похода комсомольцев и молодёжи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа», посвященного 60-летию Октябрьской революции. Скульптор Ю. П. Колесников создал собирательный образ женщины – участницы революционного движения на ивановской земле. Архитектурное решение памятника выполнили А. Т. Душкин и А. И. Томский. На высоком пилоне, облицованном серым гранитом, поставлен исполненный динамики бюст молодой женщины, готовой на всё, ради революции. Вероятно, прообразом послужила молодая революционерка Ольга Генкина, которая была убита в 1905 г. у старого здания вокзала. Иногда жители города называют скульптурную композицию памятником Ольге Генкиной, хотя это не верно. 30 апреля 1980 г. вместо временной гипсовой была установлена скульптура из нержавеющей стали.
Главной архитектурной доминантой района Вокзальной площади в настоящее время становится Вознесенский храм. 15 февраля 2005 года архимандрит Амвросий, духовник Свято – Введенского женского монастыря в Иванове получил благословение у правящего архиерея на создание этого храма. Тогда же в 2005 году по инициативе архимандрита Амвросия был учреждён Межрегиональный общественный фонд содействия духовному и нравственному просвещению населения через объединение ресурсов власти, Церкви и общества «Вознесение», а сам он стал почетным президентом фонда. Проект крупного пятиглавого храма в формах древнерусской архитектуры разработал ивановский архитектор В. В. Алмаев. Торжественная закладка его, сопровождавшаяся крестным ходом из Свято-Введенского монастыря, состоялась 5 июня 2008 года. 17 мая 2018 г., на престольный праздник, в храме прошла первая литургия.