Наименование объекта | Вокзал железнодорожный |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | г.Иваново, Вокзальная пл., 3 |
Вид объекта | памятник архитектуры |
Датировка | 1933 год |
Правоустанавливающие документы | Приказ от 02.11.2017 № 122-о (О включении ОКН в ЕГРОКН) Приказ от 02.11.2017 № 122-о (О включении ОКН в ЕГРОКН) Приказ Минкультуры РФ от 18.01.2018 № 139432-р |
Современное значение | Железнодорожный вокзал |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Каверинский В.М. |
Первый железнодорожный вокзал в Вознесенском посаде появился еще в 1868 году. Это было деревянное двухэтажное здание, которое не сохранилось. В 1894 году был построен новый вокзал в «русском» стиле с кирпичной центральной частью и деревянными одноэтажными боковыми крыльями, на торцах которых были расположены двухэтажные объёмы. Уже к началу ХХ века вокзал стал слишком тесным и в 1908 году обсуждался вопрос о строительстве нового здания в местечке Хуторово. В 1912 году проект был утвержден городским общественным управлением, однако из-за начавшейся войны вопрос остался не решённым.
Новый проект вокзала был разработан московским архитектором В.М. Каверинским и утвержден в 1930 году. Летом 1931 года основной объем был выстроен и начались отделочные работы. Торжественное открытие вокзала состоялось 15 января 1933 года. В те годы он был седьмым по величине в стране и до сих пор является наиболее крупным в городе и интересным в архитектурном отношении зданием в стиле конструктивизма.
В экстерьере здания значительных изменений не происходило. Изменен характер остекления двух полукруглых эркеров, фланкирующих главный вход в вокзал. Это выразилось в изменение оконных переплетов. Изменения в интерьере более значительны. Первоначально главный пассажирский зал был перекрыт по безопорным деревянным конструкциям, опиравшимся только на внешние стены. В 50-х годах была применена стропильная конструкция, потребовавшая установки в интерьере здания нескольких рядов круглых столбов. Изменилась так же кровля на левом фланге. Первоначально она была плоская, в летнее время на ней располагался ресторан. Теперь кровля всего здания пологая двускатная.
В основу плана здания положен крупный удлинённый прямоугольник со сторонами 125,5 метра на 70,5 метров, к которому с одного торца примыкает прямоугольник меньшего размера – 32 метра на 15 метров. Основное пространство интерьера здания занимает большой пассажирский зал, прямоугольный в плане и окруженный на 2/3 периметра помещениями служебного назначения. Все пространство зала делится по поперечной оси на два примерно равных объема перегородкой с двумя широкими проходами по флангам и
расположенными по центру ее помещением справочной службы вокзала. В первой части пассажирского зала (если смотреть со стороны вокзальной площади) расположен зал ожидания поездов, в левой – зал кратковременного ожидания с проходами на перрон и выходом в город, ресторан и т.д. Вдоль продольной оси пассажирского зала в его левой части проходит два ряда квадратных в плане столбов, в правой части – 4 ряда круглых в плане столбов, поддерживающих стропила кровли. Высокие, высотой в 3 этажа, вертикально ориентированные широкие окна освещают помещение главного пассажирского зала.
При решении фасадов нефункциональный декор не применялся. Выразительность фасадов строится на широком использовании окон, различных по характеру: широких вертикальных, горизонтальных, узких вертикальных, освещающих лестничные клетки, угловых и двух крупных окон – люкарн на главном фасаде здания, выходящем на привокзальную площадь и акцентирующих внимание на главном входе в вокзал. Главный вход решен выразительно и необычно. Расположен он с некоторым смещением от центральной оси здания влево и акцентирован двумя выступами по его флангам полукруглых эркеров с криволинейным сплошным остеклением. Эти эркеры играют роль лестничных клеток, ведущих в подвал, в багажное отделение вокзала. Площадка перед тамбуром главного входа перекрыта консольным ребристым бетонным козырьком, как бы прорезающим тела эркеров и свисающим по сторонам от них.
Здание оштукатурено и ранее было окрашено в темно-серый цвет за исключением контрастно выделенных белым цветом выступов эркеров и откосов окон.
Здание вокзала является одним из наиболее крупных общественных зданий в городе. Также он является одним из самых значительных и ярких памятников архитектуры конструктивизма в г.Иваново — нового архитектурного стиля, сложившегося в СССР в конце 20-х — начале 30-х годов ХХ века. В отличие от других ивановских построек этой эпохи, железнодорожный вокзал – одно из немногих общественных зданий, которое не перестраивались в последующие годы и сохранило первоначальное объемно-пространственное решение и композицию фасадов, характерные для рубежа 1920-х – начала 1930-х годов.