Наименование объекта | Успенский собор (с живописью) Золотниковской пустыни, XVII век |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Тейковский район, село Золотниковская пустынь |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | XVII век |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Бесстолпный, трехглавый храм, выполненный в формах древнерусской архитектуры середины XVII века с использованием традиций суздальского зодчества. Его трехглавие вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля XVI века. Аркатурно-колончатый пояс в верхней части стен связан с памятниками Верхней Волги. Пространственная композиция кирпичного, покрытого обмазкой и побеленного здания, состоит из крупного двухсветного четверика храма с четырехскатной железной кровлей, увенчанной тремя световыми барабанами, и примыкающих к нему объемов: сильно вынесенной полукруглой алтарной апсиды (первоначально, вероятно, было две апсиды), трапезной и северного придела. Во второй половине XIX века здание подверглось капитальной перестройке. Был пристроен южный придел, разобраны внутренние стены трапезной в обоих приделов. Для достижения традиционного пятиглавия над западной частью четверика были дополнительно устроены две декоративные главки (утрачены). Большинство проемов заложено, восточное окно апсиды растесано в широкий въезд.
Своеобразно сосредоточении декоративного убранства в верхней части фасадов. Стены четверика завершены карнизом и фризом из поребрика и пояса балясин: во фриз вкомпонованы также обрамленные
полуваликами пятиугольные киоты. Под фризом по периметру стен, исключая мощные огибающие угловые лопатки, протянут аркатурный пояс. Не имеющие наличников окна – арочные, с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями.
Внутри четверик перекрыт оригинальной системой сводов: в восточной части две подпружные арки несут коробовый и полукоробовый своды со световыми отверстиями для центрального и боковых барабанов; в западной части – полулотковый свод.
На своде и в верхней части стен храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это интересный пример росписи середины XIX века, гризайльный декор которой выдержан в стиле классицизма, а в изображении святых заметно влияние древнерусской живописи XVII века. Изысканный колорит построен на сочетании интенсивных ярких и разбеленных светлых тонов. В западной части свода на розовом фоне написана «Новозаветная Троица» в окружении архангелов в красно-сиреневых, охристых, бледно-голубых и сине-розовых одеждах. Гризайльный орнамент на арках свода выдержан в зеленоватых и коричневых тонах. На южной стене написаны изображения святых, на западной – сцены из жития Николы, на северной – «Поклонение волхвов» и «Преображение».