Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Успенская церковь, XVIII в.
Тип объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение Ивановская область, Комсомольский район, село Кулеберьево
Вид объекта Церковь
Датировка XVIII век
Правоустанавливающие документы Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия"
Современное значение Не используется
Охранный статус Выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена при въезде в село, на высоком обрывистом берегу р. Ухтохма; замыкает перспективу широкой улицы. Построена вместо сгоревшей деревянной в 1791–99 годах из кирпича и побелена по кладке. В 1856 году рядом была возведена каменная теплая Никольская церковь (не сохранилась). Своеобразный сельский храм, в архитектуре которого формы барокко сочетаются с элементами классицизма, отличается выраженным вертикализмом объемной композиции.

Главный объем представляет собой высокий двусветный четверик, несущий восьмерик с купольной граненой кровлей удлиненных пропорций. Последний завершен световым восьмигранным барабаном и главкой на тонкой шейке. С основным объемом контрастируют прямоугольные алтарь и трапезная, равные по высоте первому ярусу четверика и имевшие прежде более крутые кровли. Стройная колокольня состоит из трех последовательно уменьшающихся четвериков (нижний двухъярусный), увенчанных тонкой главкой над выпуклой четырехгранной кровлей с люкарнами.

Сочетание стилей особенно заметно в декоре, причем нижние части храма имеют раннеклассицистическую трактовку, а верхние – барочную. Углы четверика, алтаря и трапезной, а также нижнего яруса колокольни рустованы, в завершении их проходит антаблемент с сухариками в карнизе; все стороны четверика и второго яруса колокольни венчают фронтоны. Прямоугольные окна четверика, алтаря и трапезной заключены в рамочные наличники с досками вверху и внизу. Грани восьмерика фланкированы парными пилястрами; окна здесь арочные (частью ложные), в нарядных барочных наличниках с ушами, фартуками и сандриками-бровками. Пилястры помещены также на флангах верхних ярусов колокольни, причем ярус звона имеет скругленные углы и люкарны в куполе. В нижние ярусы колокольни стиль барокко «проник» в виде обрамлений небольших киотов и окон.

Центральное помещение перекрыто

восьмилотковым сомкнутым сводом на двухступенчатых тромпах при переходе к восьмерику и со световым кольцом в центре; у алтаря и трапезной – полулотковые своды с распалубками.

Первоначальная клеевая живопись первой половины XIX века в стиле классицизма сохранилась в своде и восьмерике. На стенах – масляная живопись в позднеакадемической манере, относящаяся ко второй половины XIX века. В своде написана «Хвалебная песнь Новозаветной Троице» с уравновешенным расположением фигур и четким делением композиции на две части: в основании – фигуры святых, а над ними – летящие ангелы. Библейские и евангельские сцены размещены в два яруса: в верхнем – в простенках между окнами и в арочных нишах, в нижнем – три композиции между тромпами (кроме западной стены). На восточной грани нетрадиционно помещена композиция «Нагорная проповедь» (обычное ее местоположение – на западной стене), диссонирующая с «Распятием» в завершении иконостаса.

На стенах евангельские сюжеты также имеют ярусное построение, здесь они расположены в три яруса; в откосах окон второго света в филенках помещены изображения святых. Орнаментальная живопись на тромпах и над ними типична для второй половины XIX века.

Замечательным произведением конца XVIII века является барочный иконостас (сохранилась фрагментарно). Первоначально это было, видимо, трехъярусное, в семь осей сооружение с небольшими заворотами на стены. Центр его фланкирован двумя плавно изогнутыми выступами, несколько меньше выдвинуты боковые части. Широкий антаблемент (почти полностью утрачен) над первым ярусом имел резкие скругления по краям. Над венчающим крепованным антаблементом пластичного рисунка в центре возвышаются единственные уцелевшие иконы в фигурном барочном обрамлении: «Новозаветная Троица» и святые по сторонам (конец XVIII – начало XIX веков). В завершении – выразительное скульптурное «Распятие».