Наименование объекта | Усадьба С.П. Татищева, XVIII-XIX вв.: — главный дом, — флигель, -парк |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, поселок Старая Вичуга, Клубная, 7 |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | XVIII-XIX вв |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Дом культуры |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена в центральной части поселка, на правом берегу речки Вичужанки, на обширной территории к востоку от дороги, соединяющей Каменку и Вичугу. Формирование усадебного комплекса относится к нач. 19 в., когда имение принадлежало графу С.П. Татищеву. В комплекс входят главный дом и служебный корпус, а также пейзажный парк. Другие постройки усадьбы – в том числе церковь Троицы (1801), деревянный летний дом, оранжереи – не сохр. В нач. 20 в. в усадьбе велись большие строительные работы. В 1910 г. боковые крылья главного дома были надстроены вторым этажом и к ним сделаны пристройки. Тогда же вблизи главного дома построены каменные двухэтажные жилые дома, а к усадебному корпусу сделаны пристройки. В 1980-х гг. дворовый фасад главного дома был грубо искажен строительством кирпичных объемов, примыкающих к флигелям и соединяющихся открытой галереей на столбах. Эти пристройки закрывают дворовый фасад здания и разрушают пространство курдонера. Один из лучших в области усадебных комплексов в стиле классицизма.
Планировочная композиция территории состоит из двух примерно равных частей – партерной и пейзажной, разделенных ручьем, протекающим с юга на север, параллельно дороге. В партерной части расположен главный дом, поставленный на оси, перпендикулярной подъездной дороге, и обращенный к последней парадным фасадом с колонным портиком. Отступающие вглубь боковые крылья дома образуют на противоположном фасаде курдонер, композиционно увязанный с расположенным дальше на той же оси служебным корпусом. Понижающаяся затем к ручью территория переходит в пейзажный парк, которому перепад отметок рельефа придает живописность.
Главный дом дворцового типа – яркое произведение классицизма, одно из наиболее интересных сооружений подобного рода на территории области. Двухэтажное, кирпичное и оштукатуренное здание имеет сложную симметричную объемно-планировочную структуру. Основой композиции является центральная часть с широким ризалитом и стройным четырехколонным портиком на главном фасаде. Два флигеля, сильно отступающие от центральной части и объединенные с ней дугообразными в плане переходами, выходят на главный фасад торцами, а протяженной частью своих объемов вытянуты в глубь двора. Центральная часть дворового фасада также украшена портиком со сдвоенными колоннами. Оригинальной особенностью поздних (1910) изменений в композиции здания является диагональное расположение портиков-лоджий, обращенных на оба фасада в местах примыкания переходов к центральному объему. На главном фасаде окна прямоугольные, на композиционных осях – круглые, полуциркульные и арочные.
Объединяющими элементами убранства фасадов служат рустованные пилястры на углах,
тосканский ордер портиков, треугольные фронтоны, сухарики в карнизах, круглые и полуциркульные ниши. Убранство флигелей значительно проще, расположенные на их крышах прямоугольные башенки со шпилями обогащают силуэт и служат вертикальными акцентами развитой по горизонтали пространственной композиции здания.
Планы этажей одинаковы. В центре расположен большой зал (в первом этаже – с выходом на оба фасада). По сторонам от него находятся два крупных помещения со срезанным углом в месте примыкания переходов. В каждом флигеле по три комнаты с небольшими выступами, отвечающими внешним ризалитам. В интерьерах были лепные потолочные карнизы и розетки.
Флигель-небольшое, рубленное в обло одноэтажное сооружение на кирпичном фундаменте, характерное для периода эклектики. Его прямоугольный в плане объем, осложненный небольшим тамбуром входа на южном фасаде, завершен двускатной кровлей. Выпуски бревен на углах и в местах перерубов закрыты досками-пилястрами. Единственным украшением обшитых тесом фасадов служат скромные наличники окон, очелье которых под венчающей полочкой украшено гирляндой с кистями. Треугольный фронтон входного тамбура декорирован ажурными пропильными подзорами.
Парк, занимающий обширную территорию, спланирован с учетом значительных перепадов рельефа – в его композицию включена не только верхняя береговая терраса, на которой расположены все усадебные сооружения, но и неширокая прибрежная полоса и часть оврага, разделяющего усадьбы Борщевка и Стрелка. Наиболее ранняя регулярная часть парка, относящаяся к 1-й пол. – сер. 18 в., сохранилась у северного фасада дома: узкий, в ширину дома, партер, доходящий до кромки берегового обрыва и фланкированный парными прямоугольными боскетами. Западнее каскадом расположены два обвалованных пруда. К этому же периоду относится центральная липовая аллея, сосновая обсадка, вторящая ее направлению с запада и подводящая к лестничному спуску, укрепленному сколами сосновых бревен и кирпичной крошкой, а также липовая аллея для прогулок в нижнем парке, идущая по берегу к оврагу.
Пейзажная часть парка, относящаяся к кон. 18 – 1-й пол. 19 в., лучше всего сохранилась к востоку от дома. Наиболее интересна здесь система причудливо извивающихся дорожек восточнее боскетов и у церкви. Спускаясь вниз по рельефу, они соединяются с дорогой, ведущей в Стрелку. По-видимому, в это же время древнее городище, расположенное западнее дома, стали использовать как видовую площадку. К последнему этапу развития усадьбы (кон. 19 – нач. 20 в.) относятся большой березовый парк с прудом в юго-западной части владения, плодовый сад перед южным фасадом дома и небольшой уютный садик с клумбами неподалеку от дома, западнее центральной аллеи.