Наименование объекта | Усадьба К.Д. Буркова |
---|---|
Тип объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | г.Иваново, Пушкина ул., 29/12 |
Вид объекта | жилое здание |
Датировка | 1824 год |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 Распоряжение от 18.06.2009 № 70 |
Современное значение | Многоквартирный жилой дом |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Старинная усадьба фабриканта Константина Дмитриевича Буркова, расположенная на территории бывшего села Иванова, на углу улиц Пушкина и поэта Ноздрина сформировалась в середине XIX века и является одним из немногих в Иванове примеров промышленных усадеб в стиле позднего классицизма. Известно, что на промышленный рост села Иванова большое влияние оказала Отечественная война 1812 г. Во время «великого московского пожара» сгорели крупные предприятия, и ивановцы, не имея конкуренции, многократно повысили объемы производства. Спрос на ткани после войны резко повысился, а цены на них поднялись до максимума. Это было «золотое время» для ивановского ситцевого производства. Предприимчивые крестьяне, начиная работать по найму, за короткий срок накапливали средства и открывали собственные мануфактуры. Почти в каждой крестьянской усадьбе существовали деревянные или кирпичные производственные здания — набойные корпуса, общее число которых приближалось к двум сотням. Множество крестьян из окрестных деревень тянулись сюда в надежде заработать. Число рабочих-набойщиков составляло несколько тысяч человек.
Ситцевое производство К.Д. Буркова было основано в 1824 г. Уже через 12 лет на ситцепечатной мануфактуре имелись 15 набойных столов, заварка и галандра. В 1841 году существовал каменный набойный корпус на 18 столов. В 1853 г. фабрика размещалась в двух каменных и трех деревянных корпусах, где находились 40 набойных столов, цилиндропечатная машина, перротина и галандра на конной тяге. В это время К.Д. Бурков числился Шуйским купцом 3-й гильдии, а в 1857 году – Вознесенским купцом 2-й гильдии. На средства К.Д. Буркова в 1851 г. ярославские мастера отлили самый большой в Иванове колокол весом в 800 пудов. Им же куплены в Москве на выставке братьев Бутеноп башенные часы для новой колокольни, которую выстроили в 1858 году. После смерти К.Д. Буркова в 1860 г. владельцем предприятия стал его сын Яков Константинович. В 1860-е гг. Я.К. Бурков выделял средства на достройку нового храма Рождества Христова, который начал создаваться на средства И.А. Бабурина. В конечном итоге в 1864 г. храм был освящен.
В конце ХIХ века после смерти в 1895 г. Я.К. Буркова производство прекратилось и в 1899 г. наследницы – жена М.В. Буркова и дочь М.Я. Ладыженская перестроили расположенный вдоль переулка фабричный корпус в жилой дом. При этом были сняты вешала, устроен вход со стороны переулка (ныне ул. Ноздрина). К главному дому во дворе с северо-восточного угла сделали пристройку для кухни. Первые этажи особняка и бывшего набойного корпуса оформили рустом. Дома стали сдаваться под квартиры. В 1908 г. наследницы провели ремонт расположенного во дворе второго набойного корпуса, который состоял в то время из двухэтажной центральной части с вешалами на третьем этаже и двух одноэтажных пристроек на торцах этого здания. Корпус сдавался в аренду под мастерские. В 1915-1916 гг. проводилось строительство новых деревянных служебных зданий. В советский период в особняке вначале поместили учреждения губернского земельного отдела, потом детский сад. Впоследствии особняк и перестроенный в 1899 г. из фабричного здания флигель были жилыми домами. Постройки во дворе снесены.
В одной из квартир на территории усадьбы в 1900 г. в семье доктора химии, владельца небольшого предприятия по производству минеральных красок для ситцевых фабрик И.Е.Черняка родилась дочь Наталья, ставшая впоследствии известной во многих странах французской писательницей Натали Саррот. В 1902 г. после развода родителей мать увезла Наташу в Париж, но они приезжали к отцу в Иваново-Вознесенск вплоть до 1907 г. Правда, к тому времени отец жил на других улицах Иваново-Вознесенска, но в памяти Наташи остался именно этот дом. В своей автобиографической повести «Детство» она пишет: «Ни один дом на свете никогда не казался мне таким красивым. Настоящий дом из рождественской сказки…». Брат отца был революционером и участвовал в ограблении петербургского банка в Фонарном переулке. Ему удалось уехать в Швецию, отец Натальи Черняк также отправился за границу, в Париж, чтобы помочь брату, но вернуться на родину уже не смог. В феврале 1909 года Наташу отправили на каникулы к отцу, и она осталась жить во Франции в его новой семье. Н.И.Черняк получила высшее филологическое и юридическое образование во Франции, занималась адвокатской практикой, а к писательской деятельности приступила только в тридцать три года. Она стала основателем направления в литературе, получившего название «новый роман». Первое произведение вышло в свет в 1939 году. Международную известность Саррот принес роман «Золотые плоды», за который ей присудили Международную литературную премию. Он стал первым произведением писательницы, переведенным на русский язык. Бестселлером считается произведение «Детство», где она использовала воспоминания о ранних годах своей жизни, в том числе о времени, проведенном в Иваново-Вознесенске. В книге описываются предприятие отца и дом, в котором она родилась. Впоследствии Натали Саррот несколько раз приезжала в Россию, а 19 октября 1990 г. посетила Иваново и побывала около дома, даже вспомнила протяженный фасад с 11 окнами, где отец учил ее считать. В дальнейшем она говорила о поездке в Иваново как «встрече с детством», которая «оставила очень глубокие переживания». Умерла она в Париже осенью 1999 г. на сотом году жизни.
Творчество Натали
Саррот предвещало многие направления развития литературы на рубеже XX–XXI веков. Саррот называют современным классиком и литературной константой века. В 1980-х гг. писательница номинировалась на Нобелевскую премию. Ее произведения вызывают постоянный интерес в зарубежном литературоведении. По творчеству романистки регулярно защищаются диссертации. Ей были посвящены международные конференции «Autour de Nathalie Sarraute» (Вокруг Натали Саррот, Серизи-ла-Салль, 1989), «Nathalie Sarraute, un écrivain dans le siècle» (Натали Саррот, писатель эпохи, Экс—ан—Прованс, 1996) и национальные конференции «Nathalie Sarraute, éthiques du tropisme» (Натали Саррот, этические основания тропизма, Париж, 1999) и «Nathalie Sarraute: du tropisme à la phrase» (Натали Саррот: от тропизма к фразе, Лион, 2000). В 1995 г. состоялась выставка в ее честь во Французской национальной библиотеке. В том же году вышло полное собрание сочинений писательницы в серии «Bibliothèque de la Pléiade» издательства «Gallimard», комментированное и снабженное научными статьями. Произведения писательницы включены в школьную программу по литературе во Франции.
В отечественной науке интерес к ее творчеству появляется с конца 1950-х гг. В это время в литературных кругах велись оживленные споры о природе романного жанра. «Новый роман» и творчество Саррот наилучшим образом вписывался в полемику о кризисе этого жанра и его возможной судьбе. Одним из свидетельств интереса к жанру романа может служить Международная встреча писателей Европы в Ленинграде в 1963 г., где принимала участие Саррот вместе с другими «новороманистами» А. Роб-Грийе и Б. Пенже. Выступление писательницы, посвященное ее эстетической концепции, вызвало ожесточенные споры, но и пробудило интерес к ее произведениям, поскольку именно с 1960-х гг. им начинают более активно посвящаться научные работы. Внимание к творчеству романистки не угасает до настоящего времени.
Полностью на материале ее произведений в нашей стране защищено две кандидатские (Л.А. Черницкой 1985 г., Е.Б. Ворониной 2013 г.) и одна докторская (Л.А. Черницкой 1995 г.) диссертации, также произведения писательницы рассматриваются в работах, посвященных «новому роману» (диссертации Г.К. Косикова 1972 г., Г.Ю. Шишкиной 2004 г., Вишнякова А.Г. 2011 г.). Ее творчество изучается на филологических факультетах в курсе зарубежной литературы XX века. Обзоры «нового романа» входят в отечественные учебные издания по зарубежной литературе с 1960-х гг., в них идет речь и о творчестве писательницы. Начиная с 1980-х гг. ее произведения рассматриваются подробнее, выделяются особенности поэтики и эстетики. В работах последних лет отечественные авторы признают существенное значение «нового романа» и творчества Н. Саррот в мировом литературном процессе.
Усадьба занимает угловой участок на пересечении улиц Пушкина и Ноздрина. Главный дом (ул. Пушкина, д. 29/12 литер А). поставлен на углу квартала, флигель (ул. Пушкина, д. 29/12 литер Б), представляющий собой перестроенный набойный корпус, выходит на красную линию ул. Ноздрина и соединен с домом оградой с воротами. Вдоль красной линии ул. Пушкина к дому примыкают другие парадные ворота, завершенные фигурным аттиком. Дом и набойный корпус выстроены в 1840-е гг., пристройка с восточной стороны в две оконные оси, а также ограда и двое ворот относятся ко второй половине XIX века. Перестройка набойного корпуса под квартиры, пристройка с северо-восточной стороны одноэтажной кухни и отделка рустом первых этажей дома и флигеля выполнены в 1899 г. Деревянный второй этаж над одноэтажной кухней надстроен, возможно, уже в советский период.
Главный дом. Здание двухэтажное, кирпичное, оштукатуренное, в плане квадратное, под вальмовой кровлей. Со стороны двора второй этаж над кухней деревянный. Симметрия фасадов слегка нарушена, южного за счет восточной пристройки, а западного за счет двух крайних осей, образованных ложными окнами. Горизонтали на уличных фасадах подчеркнуты междуэтажным и венчающим профилированными карнизами. Окна первого и второго этажей прямоугольные, частично ложные. Первый этаж оформлен ленточным рустом. Над окнами руст превращается в веерный и обрамляет лучковые ниши, в которые заключены окна. Стены второго этажа гладкие.
Флигель. Здание двухэтажное, кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, под вальмовой кровлей. Уличный фасад симметричный, по сторонам от центрального окна заложено по одному проему. Окна прямоугольные. Фасадный декор флигеля похож на оформление главного дома. Плоскости всех фасадов слегка заглублены за счет того, что угловые лопатки и фриз расположены в одной плоскости. Горизонтали подчеркнуты междуэтажной тягой-полочкой и профилированным венчающим карнизом. Первый этаж оформлен квадровым рустом, над окнами расположены замковые камни. Плоскость второго этажа гладкая.
Ограда и ворота. Ограда между домом и флигелем включает западные ворота, образованные двумя прямоугольными пилонами. Они оформлены сдвоенными пилястрами, несущими треугольные фронтончики, которые врезаются в поле венчающих ступенчатых аттиков. Ограда с южными воротами со стороны ул. Пушкина высокая и имеет парадный облик. Она расчленена лопатками на прясла. Пилоны ворот оформлены так же как на участке между домом и флигелем, но между пилонами расположена деревянная архитравная балка, завершенная фигурным аттиком.