Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Усадьба И.И. Дудкина, вторая четверть XIX- начало XX в.
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение Шуя, Театральная улица, 23
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка вторая четверть XIX века - начало XX века
Правоустанавливающие документы Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 24.08.2016 № 67-о "О выявленном объекте культурного наследия, расположенном в городском округе Шуя Ивановской области" Приказ от 24.08.2016 № 67 О постановке на госохрану
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия местного (муниципального) значения
Техническое состояние Проведены реставрационные работы
Архитектор -
Описание объекта

Усадьба расположена в центральной части города, стоит в ряду одномасштабной с ней застройки северной стороны улицы. Создана в 3-й четв. 19 в. и обновлена в нач. 20 в., когда были частично переделаны уличный фасад и интерьеры главного дома, сбоку к нему пристроен одноэтажный объем, сооружены двое ворот. Парадные деревянные сени, примыкавшие к дому с западной стороны, а также двухэтажный кирпичный выступ ретирады со двора разобраны. Хороший образец архитектурного комплекса времени перехода от классицизма к эклектике, с характерной для крупных шуйских усадеб композицией.

Территория участка четко делится на переднюю часть – двор, скрытый со стороны улицы главным домом с двумя воротами и палаткой, и сад, спускающийся по пологому склону к берегу Тезы. Двор с двух сторон ограничен конюшней, примыкающей к палатке, и отдельно стоящим флигелем, а с третьей – стеной соседней усадьбы.

В состав ансамбля входят главный дом, палатка и конюшня, служебная постройка, ограда с западными воротами.  Построенный в традициях классицизма кирпичный и оштукатуренный главный дом с белокаменным цоколем частично переделан в духе эклектики с элементами неоклассицизма. Двухэтажный, почти квадратный в плане объем покрыт вальмовой кровлей. Длинная и узкая одноэтажная пристройка придает плану Г-образную конфигурацию. Фасады сохранили первоначальную композицию с регулярным распределением осей проемов. Главный южный фасад строго симметричен, центр его выделен поэтажными пилястрами и фигурным аттиком; аналогичные пилястры фиксируют фланги фасада. Над окнами второго этажа – первоначальные сандрики с лепными кронштейнами и растительным орнаментом. Более поздний плоскостный штукатурный декор главного фасада включает

наличники, накладные доски, вертикальные полосы с медальонами на пилястрах, триглифно-метопный фриз и другие элементы.

В планировке обоих этажей сочетаются анфиладный и коридорный приемы композиции. Три комнаты, окнами выходящие на улицу, образуют анфиладу. Два взаимно перпендикулярных коридора на первом этаже перекрыты коробовыми сводами. Под северо-западной частью дома устроен подвал, помещение которого перекрыто полулотковым сводом со щековыми распалубками над проемами. В интерьере сохранились филенчатые двери нескольких типов (одна из них имеет фрамугу с оригинальной расстекловкой), кафельные печи с изразцами, расписанными синими цветами в ромбах, тянутые карнизы, паркетные полы звездчатого рисунка. Деревянная лестница обработана филенчатыми панелями и ограждена точеными балясинами. Редкая особенность интерьера – встроенные шкафы на первом этаже с филенчатыми створками: фигурными в комнатах анфилады и прямоугольными в коридоре.

Г-образная в плане конюшня выстроена из кирпича и оштукатурена. В лаконичном облике здания выделяется фигурный фронтон, завершающий торцовой фасад. Первоначальными элементами архитектуры являются два слуховых окна с полукруглыми проемами и треугольными фронтонами, довольно редкие в хозяйственным постройках.

Палатка- кирпичное прямоугольное сооружение под двускатной кровлей – в своем первоначальном виде обладала характерными для местных построек этого типа чертами. Главный фасад с пятью ложными арочными окнами завершался фигурным фронтоном с трехчастным окном второго света. В настоящее время пробиты новые проемы, первоначальный фронтон утрачен. На боковом фасаде сохранились два окна второго света с коваными ставнями и крещатыми решетками.