Наименование объекта | Троицкая церковь, 1-я четверть XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Ивановский район, село Колбацкое |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1- я четверть XIX века |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 05.07.2016 № 34-о "О выявленных объектах культурного наследия, расположенных на территории Ивановского муниципального района Ивановской области" Приказ от 05.07.2016 № 34-о |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного (муниципального) значения |
Техническое состояние | Требует проведения ремонтно-реставрационных работ |
Архитектор | - |
Стоит в центре села, возле пруда, хорошо организует окружающую застройку. Построена из кирпича “усердием прихожан” в 1833 г. К юго-западу от нее сохранилась скромная кирпичная сторожка 2-й пол. 19 в. Типичная для данного региона сельская приходская церковь в стиле позднего классицизма, сохранившая типологию храмов 17 столетия.
Центральное место в объемной композиции занимает высокий, в плане близкий к квадрату четверик с четырехскатной кровлей, куда врезаны пять маленьких, луковичной формы главок с перехватами. К нему примыкают прямоугольный алтарь, восточная сторона которого во всю ширину оканчивается круглой апсидой, а также уширенная по отношению к четверику, почти квадратная трапезная со скругленными углами. Четырехъярусная колокольня завершена кровлей гуськового профиля и миниатюрной главкой на тонкой шее, по форме аналогичной храмовым.
Фасады четверика членятся на два яруса. Более высокий нижний, украшенный рустованными угловыми лопатками, завершен на боковых фасадах треугольными фронтонами. Интересно, что традиционная трехъярусная структура этих фасадов дополнена небольшими полуциркульными окнами над основными прямоугольными проемами (средний – дверной). Во втором ярусе арочные окна, прорезанные по осям нижних проемов, обрамлены узкими наличниками и объединены горизонтальной тягой на уровне подоконников. Плоскостный, несколько измельченный венчающий карниз образован
кирпичными полочками. Стены алтаря и трапезной расчленены рустованными лопатками, прямоугольные окна в рамочных наличниках. Богатое пластическое решение получила колокольня. Ее массивный нижний ярус, украшенный с трех сторон треугольными фронтонами, и второй, служащий как бы его аттиком, рустованы. Третий ярус прорезан высокими арками звона, четвертый – своеобразный резонатор – небольшими полуциркульными проемами.
Четверик храма в интерьере перекрыт сомкнутым сводом, ячейки двустолпной трапезной – крестовыми, апсида – конхой, нижний ярус колокольни — продольным коробовым сводом.
Сохранившаяся роспись выполнена клеевыми красками в сер. 19 в. и поновлена маслом в кон. 19 в., тогда же появился трафаретный орнамент в обрамлениях (в нижнем ярусе четверика, в алтаре и трапезной живопись утрачена). В мягкой цветовой гамме преобладают охристые, красные, бледно-фиолетовые и бледно-зеленые тона. Признаки классицизма прослеживаются в гризайльных карнизах в основании свода и более явственно – в карнизе с розетками и модульонами между полуциркульными окнами. В помещенной на своде “Похвале Троице” в изображении одеяний архангелов заметны иконописные приемы. Традиционные для 1-й пол. 19 в. композиции на слова “Отче наш” расположены в три яруса на западной стене. Своеобразные сцены на боковых стенах, иллюстрирующие “Притчу о царствии небесном”, исполнены в духе примитивной провинциальной живописи.