Наименование объекта | Собор Входоиерусалимский: старый собор, 1733 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, г. Юрьевец, Советская ул., д. 41 |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | 1733 г. |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 |
Современное значение | Собор |
Охранный статус | Федеральный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Один из поздних примеров двустолпного храма в традициях костромской архитектурной школы 2-й пол. 17 – нач. 18 в. В 1806 г. пристроена трапезная, тогда же в барабанах пробиты большие окна стрельчатых очертаний. К кон. 19 в. относится штукатурный декор: арочные завершения наличников, аркатурный пояс под карнизом основного объема и апсид.
К высокому двусветному четверику, вытянутому по продольной оси, покрытому четырехскатной кровлей и завершенному пяттью главами на широких цилиндрических барабанах, примыкает равная ему по ширине трехчастная апсида под высокой скатной кровлей. Трапезная с двускатной кровлей, такой же высоты и ширины как апсида, на западном фасаде завершена фронтоном с маленьким полуциркульным окном в тимпане. Высокие прямоугольные окна верхнего света четверика слегка заглублены в перспективные нишки и обрамлены наличниками с колонками-дудочками, опирающимися на консольки по краям подоконников; нижние проемы (три на северном фасаде и четыре – на южном) расположены с некоторым смещением осей. Боковые входы в храм находятся не по центру фасадов, а сдвинуты к западу. Углы объема закреплены широкими огибающими лопатками, которые образуют раскреповки в карнизе, включающем мелкий поребрик, полочки и зубчики. При этом на местах несуществующих межоконных лопаток в карнизе сделаны условные раскреповки на боковых фасадах и по центру восточного и западного. Апсиду
украшают трехчетвертные колонки – одинарные между скруглениями и сдвоенные на краях.
Внутри два столба со скругленными и раскрепованными углами, поставленные по поперечной оси четверика, поддерживают два поперечных коробовых свода с распалубками, усиленного подпружными арками, переброшенными на стены. Световые кольца глав, центральная из которых поставлена между столбами, прорезаны в своде без дополнительных арочек. В апсиде конха с распалубками, в трапезной – сомкнутый свод с распалубками.
Стенопись выполнена масляными красками по известковому грунту неизвестной артелью мастеров, судя по стилистическим и иконографическим признакам в начале 20 в. Все композиции и отдельные фигуры святых вписаны в фигурные штукатурные рамы. Ярусное расположение композиций на стенах храма подчинено архитектурным членениям. На сводах центрального и боковых нефов расположены ветхозаветные сюжеты в рамах в виде квадрифолиев. На склонах подпружных арок написаны отдельные фигуры святых, первых пустынников и основателей монашества. Сюжетный состав росписей на стенах охватывает события Ветхого и Нового заветов с включением довольно обширного пантеона восточных и русских святых. Стиль живописи сознательно стилизован под манеру древнерусского письма, но в сюжетных и многофигурных композициях чувствуются познеакадемическии влияния, что характерно для росписей городских церквей нач. 20 в.