Наименование объекта | Собор Успения, 1775 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Лух, Советская площадь |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1775 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 30.18.1960 № 1327 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
В 1900 году у северного фасада храма (1775) был сооружен притвор. В советское время при приспособлении здания под пожарную часть в южной стене трапезной пробито трое ворот, в апсиде – дверь; утрачена часть наличников; главы и барабаны на притворе сняты. Стилистически памятник относится к допетровской архитектуре второй половины XVII века, однако в нем также прослеживаются отдельные элементы, свойственные барокко и раннему классицизму.
Высокий объем собственно храма, доминирующий в композиции, состоит из двусветного и двухъярусного четверика и широкого восьмерика, завершенного восьмигранной, пирамидального типа кровлей со световым барабаном и небольшим барочным куполом над ним (главка утрачена). Низкая удлиненная одноэтажная трапезная по высоте и ширине равна нижнему ярусу храма и составляет с ним единый объем. Равновысокая ей апсида со слабо выраженным трехлепестковым абрисом в восточной части чуть ýже четверика.
Декор фасадов отличается особым изяществом, причем трактовка двух нижних ярусов аналогична деталям церкви Воскресения. Углы ярусов четверика и стены трапезной украшены пучками полуколонок с раскреповками над ними. Невысокий карниз первого яруса состоит из ряда поребрика «на плашку» и нескольких поясов полочек. Широкий карниз второго образован поребриком, двумя рядами прямоугольных нишек с зубчиками и ступенчатыми выступами полочек. Цоколь апсиды выделен пояском из двух полувалов и рядом поребрика между ними. Грани восьмерика фланкированы барочными рустованными лопатками и завершаются декоративным карнизом из ступенчатых консолек.
Оконные обрамления очень нарядны. Их наборные колонки состоят из
одиночных или сдвоенных фигурных балясинок, поставленных на «карнизики» одна над другой; завершения различны: в верхнем ярусе четверика и восьмерике – двухлопастные с килем в центре; в алтаре – полуциркульные; в нижнем ярусе четверика, в трапезной и на восточном окне апсиды – в виде короны с тремя зубцами. Небольшой верхний восьмерик с окнами по сторонам света украшен полуколонками на ребрах, ступенчатым карнизом и треугольными фронтончиками над ним.
Невысокий северный притвор, выдержанный в неорусском стиле, на всех трех фасадах завершен крупными килевидными фронтонами. Четверик храма через паруса переходит в восьмерик, завершенный восьмилотковым сомкнутым сводом с граненой конхой у восточной стены.
В своде храма и на гранях восьмерика сохранились фрагменты клеевой живописи середины XIX века, характерной для росписей шуйско-палехского круга. В стилистике памятника своеобразно сочетаются традиции барокко и классицизма. В своде помещена многофигурная композиция «Хвалим Тебе, Господи», в простенках окон восьмерика – символические сцены на темы «Отче наш», в тромпах – изображения евангелистов. Для большинства фигурных композиций характерны сложные диагональные пространственные построения с резким противопоставлением нижней земной и верхней небесной частей изображения, энергичные движения фигур, особый тип несколько одутловатых лиц. Расположенные под окнами гризайльные композиции с символами Ветхого и Нового Заветов выполнены в нежных розово-сиреневых тонах на синем фоне. При общей их ориентации на ампир ясная структура композиций здесь сочетается с резкими ракурсами отдельных предметов, свойственными барокко.