Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Сергиевская церковь, 1801 г.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Вичугский район, Старая Вичуга, Завражная улица, 19
Вид объекта Церковь
Датировка 1801 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану''
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Сергиевская церковь стоит на северной окраине поселка, посреди кладбища. Построена из кирпича и оштукатурена в 1828 году на средства кинешемского купца С.И. Кротова. Характерный центрический храм позднего классицизма с крестообразной объемной композицией, отличающийся монументальными формами архитектуры.

Основной объем представляет собой четверик, завершенный крупным световым барабаном-ротондой под куполом с луковичной главкой (с перехватом) на профилированной шейке. Прямоугольные рукава креста слегка понижены и перекрыты двускатными кровлями с пологими фронтонами на торцах, при этом алтарь и трапезная длиннее боковых приделов, что выделяет продольную ось храма. Ее усиливает трехъярусная колокольня с нижним четвериком в ширину трапезной, четырехгранным ярусом звона и восьмериком под граненым куполом, увенчанным шпилем.

Убранство фасадов весьма строго и просто. Главную роль в нем играют крупные арочные ниши с окнами в два света на торцах боковых рукавов: внизу тройные прямоугольные, разделенные пилястрами, вверху – крупные полуциркульные. Нижний ярус колокольни выделен на стенах трапезной пилястрами с окнами между ними, заключенными на боковых сторонах (окна здесь ложные) в арочные ниши с обрамлением. Такие же пилястры фланкируют проемы верхнего восьмерика колокольни в гранях по сторонам света.

Помещение основного четверика со срезанными внутренними углами и трапециевидными парусами при переходе к ротонде перекрыто полусферическим

куполом. Оно открыто широкими арками в рукава креста, имеющие коробовые своды. Нижний ярус колокольни разделен на три части, с небольшими помещениями по сторонам среднего прохода в трапезную.

Сохранившаяся масляная живопись начала XX века. поновлена с изменением цветовой гаммы во второй половине XX века. Характерная для этого времени роспись, композиции которой являются отдаленными репликами сцен храма Христа Спасителя в Москве и Владимирского собора в Киеве. В куполе представлена «Новозаветная Троица», в барабане между окнами — святые, в основании купола – орнаментальный пояс и «Деисус» в медальонах, в парусах — евангелисты. На срезанных гранях пилонов помещены композиции «Успение Богоматери» (северо-западный) и «Преображение» (юго-западный). В люнете над западной стеной изображено «Воскрешение Лазаря», а ниже, на самой стене, – «Собор святых».

Иконостас выполнен во второй половине XIX века, иконы – во второй половине XIX – начале XX века. Утрачены многие детали декора. Характерный пример провинциального иконостаса в упрощенных формах классицизма. В его трехчастной композиции выделяется средняя заглубленная часть с царскими вратами, над которыми перекинута арка. Ее внутренняя поверхность разбита на квадраты типа кессонов. Выше расположен карниз на кронштейнах и на нем «Распятие». Врата фланкированы двухколонными портиками, соединенными с боковыми частями; иконы последних размещены на слегка вогнутой поверхности. В завершении композиции – икона с резными уплощенными волютами по сторонам.