Наименование объекта | Преображенский собор |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | г.Иваново, Колотилова ул., 44 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1893 год |
Правоустанавливающие документы | Решение от 02.11.1970 № 638 О постановке на охрану Решение от 02.11.1970 № 638 О постановке на охрану Приказ Минкультуры РФ от 09.11.2016 № 48028-р О регистрации в реестре Приказ от 30.12.2014 № 113 Об утверждении границ территории |
Современное значение | Православный храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Каминский А.С. |
Основной объем здания представляет собой квадратный в плане двусветный четверик с поставленным на него невысоким восьмериком, несущим пятиглавие. Апсида полукруглая, пониженная. Луковичные главки на высоких тонких шеях (центральная — цилиндрическая, угловые — граненые) придают особую стройность завершению храма. Заметную роль в композиции и силуэте играют и шатровые башенки-главки на углах четверика, и крупные тройные кокошники на средних осях фасадов. К северному и южному фасадам храма примыкают тамбуры-крыльца с шатровым венчанием и главкой.
Узкий притвор соединяет основной объем с трехъярусной колокольней. Ее нижний, квадратный в плане ярус расширен двумя боковыми палатками, верхние ярусы — восьмерики. Шатровый верх колокольни, с двумя ярусами слухов и главой на высокой граненой шее (последняя имеет декоративное утолщение в нижней части), усиливает живописность силуэта здания, в архитектуре которого отчетливо выражено стремление воссоздать формы древнерусского зодчества. Цоколь храма отделан ленточным рустом. Стены, расчлененные пилястрами с квадратными ширинками, украшены арочками и фронтончиками округлых и килевидных очертаний, кокошниками, декоративными поясками, многоступенчатыми карнизами и т.п. Арочные и прямоугольные окна заключены в наличники.
Хорошо освещенный интерьер собора с четырьмя квадратными столбами перекрыт восьмилотковым сводом в центре и системой парусных сводов. Парусные своды имеют также притвор, нижний ярус колокольни и входные тамбуры. Широкими проемами основное пространство открыто в алтарь и притвор.
Храм расписан масляными красками в нач. 20 в. В основном живопись скопирована с произведений В.М.Васнецова и М.В.Нестерова, что типично для данного времени. Орнаменты выполнены в стиле модерн. Роспись поновлялась в 1986 г. Композиции западного свода храма, притвора и свода нижнего яруса колокольни сильно записаны, в северо-западном своде храма выполнены заново. Цветовая гамма построена на приглушенных тонах: красновато-коричневым, зеленоватом,
разбеленном синем.
На широких лотках центрального свода изображены “Рождество Христово”, “Крещение”, “Распятие” и “Воскресение”, на узких — евангелисты. В сводах боковых нефов расположены евангельские сцены, в средней части по две. В нижней части стен также написаны евангельские композиции. Основная роль в живописном убранстве храма отведена растительному орнаменту — на арках, в обрамлении окон и композиций. Особенно разнообразен декор на столбах и пилястрах: лирообразные завитки и кресты либо стилизованные наборные колонки окаймляют изображения святых.
Трехъярусный главный иконостас кон. 18 в. перенесен в храм из Казанской церкви с.Сараева (Приволжский район). Возможно, иконы (скрыты под окладами) верхних ярусов относятся к тому же времени. Характерное для стиля барокко произведение в несколько сдержанных формах. Центральная часть иконостаса выдвинута вперед, боковые крылья поставлены слегка под углом. Трехчетвертные колонки двух нижних ярусов (в каждом из них расположены иконы двух чинов) и пилястры верхнего несут крепованные антаблементы. Боковые грани завершены разорванными фронтонами и резными вазонами. Верхний ярус уже остальных, он состоит из трех крупных прямоугольных икон и увенчан резной сценой “Распятие”. Наиболее богато декорирована нижняя часть иконостаса. Царские врата, в которых уже заметно влияние классицизма, включают овальные медальоны с изображением евангелистов и сцену “Благовещение” в центре, на фоне резных ветвей с листьями. Над царскими вратами — пышный резной балдахин с ниспадающей драпировкой с кистями и картуш со сценой “Тайная вечеря”, в завершении — корона и скульптурное изображение Христа и ангелов по сторонам. Подобная же пластичная, но более плоская резьба украшает боковые дверцы. Фон иконостаса белый, детали позолочены.
Два придельных одноярусных иконостаса и их иконы выполнены в сер. 20 в. В интерьере — иконы в киотах 18 — 19 вв., скульптурное “Распятие” кон. 19 в., три паникадила в основном объеме — 2-й пол. 19 в. и одно в притворе — 1-й пол. 19 в.