Наименование объекта | Преображенская церковь (летняя), XVIII век |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Тейковский район, село Обёзово |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | XVIII век |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Не используется |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
В 1799 году с северной стороны был пристроен теплый придел, разобранный в 1830. Во второй половине XIX века появилось крыльцо на западном фасаде и был заложен северный арочный входной проем. Стены побелены по обмазке. Выразительный пример небольшого сельского храма, типичного для суздальского зодчества XVIII века своей ориентацией на традиции предшествующего столетия.
Двусветный четверик под высокой четырехскатной кровлей увенчан луковичной главкой на двухъярусном восьмигранном барабане. В уровне нижнего света к четверику примыкают чуть более узкая полукруглая апсида и равные ему по ширине короткая трапезная и притвор. Над притвором возвышается довольно широкий восьмигранный столп колокольни, увенчанный шатром с вогнутыми гранями и главкой суздальского типа.
Особый интерес представляет декоративное убранство фасадов. Четверик (кроме северного фасада), апсида, трапезная и притвор, барабан главы, а также ярус звона колокольни обработаны парными и одинарными узкими рустованными пилястрами. Они объединяют ритмически все объемы здания и придают ему вертикальную устремленность. Окна с лучковыми перемычками (на четверике расположенные в две оси) украшены высокими наличниками с тонкими колонками по сторонам и фигурными завершениями килевидной формы. В характере трактовки перспективных порталов, арок звона, затейливых карнизов из поясков, зубчиков и язычков, в вогнутых гранях шатра колокольни очевидно заимствование этих форм из суздальских образцов.
В интерьере четверик и трапезная слиты в единое помещение, композиционным центром которого является высокое, хорошо освещенное двумя
рядами окон в глубоких нишах пространство четверика, перекрытое повышенным сомкнутым сводом с восьмигранным световым отверстием в центре. Алтарь, куда ведут три проема, перекрыт конхой, трапезная – полулотковым сводом, притвор – поперечно ориентированным коробовым. Полы выложены из крупных каменных плит.
Клеевая живопись в четверике, трапезной и притворе – характерный пример барочных росписей начала XIX века (поновлена маслом в конце XIX века). Многие композиции на сводах и стенах четверика утрачены. В холодной цветовой гамме здесь преобладают высветленные сдержанные тона: бледно-синие, розовые, разбеленные зеленые с серыми притенениями, контрастирующие с ярко-бирюзовым фоном стен.
В куполе изображен Саваоф, на лотках свода – композиции в пышных обрамлениях (сохранилось лишь «Вознесение» на западном лотке). Ребра свода подчеркнуты растительным орнаментом. Световое отверстие оригинально декорировано выполненными гризайлью переплетенными лентами. Евангельские композиции, утратившие первоначальный стиль после поновления, трактованы в позднеакадемической манере. Они расположены в два яруса на боковых стенах. В оконных нишах написаны евангелисты в круглых медальонах. На западной стене в верхнем ярусе сохранилась композиция «Сошествие Св. Духа», под ней написан гризайльный карниз в светло-коричневых тонах.
Цветовая гамма росписи в трапезной более яркая; она построена на теплых охристо-золотистых и красно-коричневых тонах. На своде – сцена «Коронование Богоматери», на западной стене вверху – редко встречающаяся в этом время композиция «О тебе радуется», в нижней части – «Успение».