Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Преображенская церковь, 1796 г.
Тип объекта Объект регионального значения
Местоположение Ивановская область, Палехский район, с.Дорки Большие
Вид объекта Церковь
Датировка 1796 год
Правоустанавливающие документы Решение Ивановского облисполкома № 368 от 31.08.1989
Современное значение Церковь
Охранный статус Региональный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена на пересечении двух улиц, в центре сельской площади. К востоку от церкви находится копаный пруд. Построена в 1796 г. на средства прихожан вместо деревянного храма 17 в. Стены кирпичные, побеленные. Колокольня и паперть утрачены. Небольшой сельский храм красивых пропорций представляет собой один из местных вариантов церквей, сочетающий элементы барокко с упрощенными формами классицизма.

Двусветный храм типа восьмерик на четверике (диагональные грани восьмерика узкие) имеет несколько вытянутую в плане скругленную апсиду и прямоугольную трапезную. Обе они одинаково чуть понижены и сужены относительно четверика. Восьмерик увенчан граненым куполом с луковичной главкой на невысоком цилиндрическом барабане. Стены четверика и трапезной покрыты рельефным рустом, причем на фасадах трапезной оставлены свободными углы и поля, где расположены окна, а верхняя часть четверика (также гладкая) представляет собой аттик с наложенным на него треугольным фронтоном. Фасады четверика строго симметричны: входной проем в центре (на южном фасаде ложный) фланкируют окна. Грани восьмерика и стены апсиды декорированы крупными филенками, в их центре помещены оконные проемы с лучковыми перемычками. Обрамления всех окон ленточные, с небольшими ушками и замковыми камнями.

Основной

объем перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом на ступенчатых тромпах. В трапезной свод цилиндрический, апсида имеет конху с распалубками над окнами.

Роспись выполнена клеевыми красками в сер. 19 в.; в кон. 19 в. прописана маслом. Утрачена в трапезной, в значительной степени в алтаре и частично на стенах. Характерный для Ивановской обл. пример стенописи, в которой заметно тяготение к позднему классицизму (живопись свода), и в то же время прослеживаются отголоски барокко (сюжетные сцены в восьмерике). Колорит яркий, но не слишком интенсивный, с преобладанием золотисто-охристых, голубых, бледно-зеленых и вишневых тонов.

Восьмилотковый свод занят единой композицией «Новозаветная Троица»: из-за отсутствия разгранки и расположения отдельных групп она скрывает ребра лотков, отчего свод воспринимается как купол. От стен его отделяет гризайльный антаблемент. Иконографической программе росписей восьмерика присуще известное своеобразие: на диагональных гранях по сторонам окон изображены праотцы, на южной и северной – пророческие сюжеты. На стенах четверика в два яруса изображены новозаветные сцены. Композиции в духе барокко отличают симметричное построение, сложные перспективные архитектурные и пейзажные фоны. Фигуры праотцов трактованы более архаично, они тяготеют к иконописи 18 в.