Наименование объекта | Преображенская церковь, XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | Ивановская область, Тейковский район, село Булгаково |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" |
Современное значение | Не используется |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена на восточной окраине при въезде в село, замыкает перспективу главной улицы. В 1831 году была возведена нижняя (теплая) церковь Покрова Богородицы, в 1848 году над ней надстроен второй этаж – холодная церковь Преображения. Неоштукатуренные кирпичные стены побелены. Колокольня и кровля утрачены. Редко встречающийся в Ивановской обл. тип небольшого двухэтажного храма, выполненного в упрощенных и плоскостных формах позднего барокко с элементами классицизма.
В пространственной композиции безраздельно господствует высокий центральный объем (восьмерик на четверике), увенчанный восьмигранным глухим барабанчиком с вазообразной главкой. Четверик и примыкающие к нему чуть суженные полукруглая апсида и прямоугольная трапезная равны по высоте.
Фасады основного объема расчленены пилястрами, которые в четверике объединяют окна обоих этажей, а в восьмерике, сдвинутые к краям граней, фланкируют крупные арки (сквозные проемы на северной и южной гранях, и ложные окна – на остальных). Западные углы верхней трапезной подчеркнуты рустованными лопатками, что придает четкость ее объему. Средние окна трехосевых боковых фасадов четверика в первом ярусе – ложные. Цокольный междуэтажный поясок, а также
антаблемент, обходящие весь массив здания, объединяют четверик и трапезную и апсиду в единое целое.
Основной четверик в теплом храме перекрыт низким трехцентровым коробовым сводом, а в холодном – восьмигранным сомкнутым со световым кольцом; сопряжение с восьмериком произведено посредством двухступенчатых тромпов. Апсиды перекрыты конхами с распалубками над окнами, в обеих трапезных – идентичные полулотковые своды.
В нижнем четверике и трапезной сохранилась масляная живопись второй половины XIX века. В верхнем храме также имеется живопись, но в крайне плохом состоянии и каркас иконостаса, который стилистически можно датировать 1830-ми годами по характерным позднеклассицистическим деталям. Он состоит из четырех ярусов (нижний включает два ряда икон) и вписан в восьмерик храма. Два нижних яруса входят в тромпы, что придает композиции сооружения вертикальность. Строгие формы иконостаса оживлялись только восемью колоннами нижнего яруса и геометрическими вставками второго. Почти все иконы имели прямоугольную форму и были заключены в скромные позолоченные рамы. Завершался иконостас полукруглой иконой и композицией «Вознесение Господне» в лучах Славы. В окнах сохранились решетки с диагональным волнистым раппортом.