Наименование объекта | Покровская церковь, 1875 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Дубенки, 76 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1875 год |
Правоустанавливающие документы | Решение Ивановского облисполкома от 28.04.1973 № 249 "О взятии на государственную охрану памятников истории и культуры Гаврилово-Посадского района" Решение Ивановского облисполкома от 28.04.1973 № 249 "О взятии на государственную охрану памятников истории и культуры Гаврилово-Посадского района" |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена на небольшой площади села, раскинувшегося на пологом холме над широкой долиной. На главной улице здесь сохранились несколько одноэтажных кирпичных жилых домов рубежа XIX–XX веков. В их декоре использованы колончатые наличники различной формы, карнизы с городками и поребриком, фигурные филенки. Церковь с приделом Смоленской Богоматери построена из кирпича в 1854 году на месте прежнего деревянного храма; неоштукатуренные фасады побелены. Пример традиционного приходского храма, монументальный облик которого определяют формы русско-византийского стиля.
Массивный основной четверик, удлиненная трапезная и полукруглая апсида равны по высоте, причем северная и южная стороны четверика выступают за линию фасадов в виде ризалитов, придавая плану некоторую крестообразность. Крупный восьмигранный барабан с приплюснутой луковичной главой сильной пучины уравновешен шатровой колокольней, примыкающей к трапезной.
Лаконичный декор отчетливо прорисован на фоне стен. Лопатки на углах и фриз с ширинками объединяют фасады храма, трапезной и колокольни. Арочные входы на северном и южном фасадах четверика, завершенных пологими щипцами, украшены широкими перспективными порталами, почти полностью заполняющими глухое, лишенное боковых окон поле этих фасадов (лишь вверху, по оси порталов, в тимпане щипца прорезано восьмигранное окно второго света). Наличники арочных окон алтаря и трапезной, как и упомянутые восьмигранные окна, напоминают формы нарышкинского барокко. Широкие грани барабана прорезаны двойными «византийскими» окнами, а на его углах поставлены пилястры, опирающиеся на маленькие ступенчатые кронштейны конической формы.
Трехъярусная колокольня имеет в основании четверик с западным входом. Над ним два небольших яруса восьмигранной формы (верхний прорезан арками звона). Завершает колокольню невысокий шатер с луковичной главкой. Декор нижнего яруса аналогичен храму, верхние украшены прямоугольными филенками, килевидными архивольтами арок звона, а также круглыми филенками на гранях шатра.
Интерьер храма просторный и светлый. Парные окна на гранях барабана
заключены здесь в общие ниши. Центральный объем перекрыт куполом, в апсиде – конха, в трапезной и нижнем ярусе колокольни – коробовые своды.
Сохранившаяся в церкви масляная живопись – типичный пример провинциальных настенных росписей начала XX века. В середине XX века была поновлена, в алтаре – написана заново. В куполе храма написана «Новозаветная Троица». На южной и северной стенах композиции расположены в два яруса. Помимо традиционных сцен богородичного цикла (верхний ярус) внизу, на северной стене помещено изображение «Боголюбской Богоматери», которое чаще встречается на иконах. Нижний ярус западной стены занят евангельскими сценами. В растительном орнаменте в барабане и на стенах присутствуют элементы модерна.
Главный иконостас третьей четверти XIX века – выразительное произведение в духе позднего классицизма, но уже с влиянием эклектики, особенно заметным в псевдобарочном декоре. Иконы относятся к тому же времени. Иконостас представляет собой монументальное сооружение, состоящее из трех ярусов, последовательно уменьшающихся кверху. В нижнем объединенные попарно колонны несут крепованный антаблемент; следующий ярус заключает в себе крупную арку – на ней помещены медальоны в картушах, а в центре – «Распятие» с исходящими от него лучами; верхний ярус составляют три иконы (средняя более высокая) с трехлопастной арочкой в завершении. Увенчан иконостас еще одним «Распятием» с фигурами ангелов по сторонам. Вычурный резной декор сосредоточен в основном в среднем ярусе, на царских вратах и в обрамлении восьмиугольных икон по краям. Более однообразен рисунок резьбы в изображении виноградных лоз на колонках нижнего яруса.
В надпрестольной сени (последней трети XIX века) черты эклектики проявились более заметно, чем в иконостасе. Четыре витые колонки и покоящийся на них антаблемент с трехлопастными арками посредине сплошь покрыты обильной резьбой, особенно дробной в пропильных подзорах.
Двухъярусный иконостас южного придела трапезной – сборный. В его нижнем ярусе (вторая половина XIX века), выполненном в духе эклектики, выделяются резные драпировки над царскими вратами.