Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Петропавловская церковь, 1839 г.
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение Ивановская область, Вичугский район, с. Стрелка
Вид объекта Церковь
Датировка 1839 год
Правоустанавливающие документы Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 30.01.2017 № 10-о "О включении выявленного объекта культурного наследия «Петропавловская церковь» (Ивановская область, Вичугский район, с. Стрелка, 76) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Петропавловская церковь» (Ивановская область, Вичугский район, с. Стрелка, 76)" Приказ от 30.01.2017 № 10-о decree_88629-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия местного (муниципального) значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена очень живописно – в центре села, на высоком берегу Волги, при впадении в нее р.Сунжи. Сооружена в 1839 – 40 гг. на средства прихожан по образцу церкви в Старой Вичуге; в кон. 19 в. расширен южный придел и возведен верхний ярус колокольни. Стены здания кирпичные, снаружи побелены по кладке. Характерный для позднего классицизма центрический храм с крестообразной композицией объемов и подчеркнуто монументализированными формами.

Основу здания образует кубический объем со слегка пониженными прямоугольными рукавами, короткими и широкими (западный и восточный чуть уже и длиннее). Рукава перекрыты на два ската с фронтонами на торцах. Над кубом возвышается крупная ротонда с куполом, завершенная стройной луковичной главкой с перехватом над цилиндрическим барабанчиком. Строгую уравновешенность общего построения нарушают доминирующая в композиции высокая колокольня в три яруса и поздняя пристройка в юго-западном углу. Более мощный нижний четверик колокольни несет два других четверика с крупными арочными проемами и фигурной псевдобарочной кровлей, увенчанной главкой.

Оформление фасадов храма подчеркнуто лаконично. На гладкой поверхности стен рукавов выделяются крупные арочные ниши на торцах, в них помещены окна в два яруса: три прямоугольных, разделенных пилястрами, – внизу и одно большое арочное – вверху. В завершении объемов проходит простой карниз. Прямоугольные окна ротонды,

прорезанные по сторонам света, чередуются с ложными окнами-нишами; все они лишены обрамлений. Нижний ярус колокольни с запада украшен четырехпилястровым портиком с фронтоном.

Основное помещение храма восьмигранной формы, с узкими диагональными гранями и трапециевидными парусами при переходе к ротонде, перекрыто полусферой купола. Широкими арками оно связано с рукавами креста; в боковых частях (с коробовыми сводами) помещались приделы, а в восточном и западном (с полулотковыми сводами) – алтарь и трапезная. Нижний ярус колокольни разделен на три помещения: среднее и северное имеют коробовые своды, южное – плоское перекрытие.

Клеевая роспись церкви – интересное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма; в некоторых деталях прослеживается влияние древнерусской живописи. Сохранилась в куполе и частично в барабане. Колорит построен на ярких, чистых тонах, среди которых доминируют светлые охры и звонкий синий.

В куполе с восточной стороны написан восседающий на троне Христос и стоящие перед ним Богоматерь и Иоанн Предтеча. Вокруг них вдоль основания купола изображены святые. В барабане роспись на евангельские темы размещалась в два яруса (в верхнем между окнами – цикл «Страстей»). Композиции «Несение креста» и «Укрощение бури на Генисаретском озере» восходят к иконографии 17 в. На арке в трапезную фрагментарно сохранился гризайльный орнамент с рисунком в виде ромбовидных кессонов с розетками.