Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Никольская церковь
Тип объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение Ивановская область, Тейковский район, село Григорьево
Вид объекта Церковь
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия"
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена на восточной окраине села на высоком берегу реки Вязьма. Церковь сооружена в 1816 году. Кирпичные стены побелены по кладке. Существующая деревянная ограда – поздняя, поставленная на месте разрушенной каменной. К юго-западу от церкви в линии ограды расположена сторожка середины XIX века. В 1960-х годах с северной стороны колокольни была сделана пристройка. Небольшой сельский храм, характерный для Суздальской епархии, выполнен в формах, сочетающих приемы барокко и раннего классицизма.

В композиции храма доминирует основной объем – двусветный четверик с куполообразной четырехгранной кровлей, увенчанной миниатюрной главкой на световом барабане. К нему примыкают суженные и сильно пониженные объемы пятигранной апсиды и квадратной трапезной. Трехъярусная колокольня у западной стены трапезной также имеет высокую куполообразную кровлю с маленькой главкой на деревянном граненом барабанчике.

В убранстве храма преобладают формы барокко конца XVIII века, видоизмененные под воздействием классицизма, о чем свидетельствуют рустованные пилястры, поставленные по краям фасадов с выпуском углов, и карнизы сложного профиля с сухариками. Влияние классицизма сказалось также в строгой регулярности фасадных композиций и

плоскостной трактовке деталей. Особенно отчетливо классицистические мотивы проявились в колокольне, первый и второй ярусы которой прорезаны полуциркульными проемами (верхний ярус звона имеет арочные проемы). Наличники окон – с тонкими пилястрами на ступенчатых консолях по сторонам и треугольными фронтончиками в завершении – напоминают о традициях XVII века. У западного и южного входов устроены железные козырьки с подзорами.

Основное помещение перекрыто высоким четырехлотковым сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, трапезная – полулотковым сводом, апсида – конхой. Сохранились позднейшие росписи на сводах трапезной и апсиды.

Двухъярусный иконостас середины XIX века – типичный пример подобного сооружения в стиле классицизма – приобрел несколько упрощенный вид из-за утраты ряда декоративных деталей. В основе его композиции – четырехколонный портик с фронтоном, над которым возвышается пирамидальное завершение с двумя рядами сборных икон, увенчанное крестом. Среди немногочисленных резных деталей преобладают розетки во фризах и постаментах колонн. Царские врата в духе эклектики выполнены во второй половине XIX века, иконы – в конце XIX века – начала XX веков. Сохранилось паникадило второй половины XIX века.