Наименование объекта | Комплекс сооружений 1745-1860 гг.: Троице-Знаменская церковь |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Лежневский район, п.Лежнево, Советская пл. |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | середина XVIII века |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР №624 от 04.12.1975 |
Современное значение | Церковь |
Охранный статус | Федеральный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Интересный памятник, сочетающий архитектурные черты двух эпох: формы и декор нижнего храма развивают приемы зодчества 17 в., тогда как верхний храм и паперть имеют традиционную композицию и декорацию в стиле раннего классицизма.
Объем церкви четко членится на два этажа. В первом он представляет собой вытянутый по продольной оси храм с полукруглой апсидой в ширину основного объема и квадратной трапезной такой же ширины. У северного фасада трапезной расположен придел, удлиненная апсида которого примыкает к основному четверику. С севера и юга этот этаж окружен шестиколонными аркадами, поддерживающими гульбище верхнего этажа. С востока перед апсидой придела расположена полукруглая подпорная стенка с двумя арками. На нижнем храме и приделе стоит верхняя церковь. Основу ее композиции составляет двусветный четверик со срезанными углами, покрытый высокой четырехскатной кровлей и увенчанный пятью восьмигранными барабанами (центральный световой) с гранеными шатровыми кровлями и маленькими главками. С востока к верхнему четверику примыкает алтарный выступ (пониженный до уровня первого света) с крутой конусовидной кровлей, с запада – такой же высоты трапезная, покрытая двускатной кровлей с торцовой вальмой. Выносы кровли трапезной, опускающиеся ниже ее карниза, опираются на металлические столбики. Перед западным фасадом церкви – двухэтажный объем паперти с восьмискатной кровлей (по фронтонам над гранями) и необычным граненым «дутым» куполом в центре.
На фасадах нижней церкви окна с лучковыми перемычками заключены в простые наличники с треугольным завершением. По верху апсиды проходит карниз с пилой. Колонны аркад – тосканского ордера, с сильным выносом абак. Углы фасадов верхнего храма подчеркнуты тройными пилястрами в два яруса. Ярусы разделены карнизом, переходящим в венчающий на алтаре и трапезной. По верху четверика проходит трехчастный антаблемент с карнизом с сухариками. Прямоугольные окна первого света заключены в ниши, под ними – прямоугольные фартуки; окна второго света – в наличниках с развитым горизонтальным
сандриком и фигурной доской внизу. Барабаны декорированы арочными нишками (в центральном – окна) и филенками в узких диагональных гранях. В нижнем этаже края фасадов паперти отмечены лопатками, в центре главного фасада – арочный вход в широком обрамлении такой же формы. Во втором этаже главный фасад трактован как портик из четырех тосканских полуколонн на импостах, в промежутках между которыми – крупные арочные окна в филенках с подоконными досками. Над венчающим карнизом паперти поднимаются треугольные фронтоны с зубчиками вдоль скатов.
Интерьер нижнего храма состоит из основного помещения и трапезной, перекрытых коробовыми сводами с распалубками над окнами и лотками с запада; придел и два небольших помещения паперти имеют коробовые своды; в ячейках галереи – крестовые своды, в апсиде – конха. Верхний храм перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом, трапезная – лотковым сводом; второй этаж паперти имеет плоское перекрытие.
Клеевая роспись верхнего храма Троицы и трапезной – характерный пример монументальной живописи сер. 19 в. в духе классицизма с отголосками барокко в орнаменте. В своде основного объема ребра выделены широкими гризайльными полосами с изображениями херувимов и растительным орнаментом, в обрамлении которого написаны традиционные композиции: «Небесный Иерусалим» (восточная грань), «Се агнец Божий» (южная), «Вознесение» (западная), «Преображение» (северная); на стенах помещены евангельские сюжеты; в своде трапезной – «Величит душа моя Господа».
Главный двухъярусный иконостас – сборный. К кон. 19 – нач. 20 в. относятся его царские врата и иконы нижнего яруса, витые колонки и килевидные завершения. В верхнем ярусе интересны иконы с веерообразными деталями в обрамлениях. Перенесенные сюда створки боковых врат выполнены в сер. 19 в.
Нижняя церковь Знамения расписана маслом на евангельские темы в кон. 19 в., живопись поновлена в сер. 20 в. Двухъярусный главный иконостас и одноярусный иконостас северного придела принадлежат периоду эклектики кон. 19 в. В церкви сохранилась деревянная скульптура 19 в. (изображения ангелов).