Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Казанская церковь, 1811 г.
Тип объекта Объект регионального значения
Местоположение Ивановская область, Родниковский район, с. Кощеево
Вид объекта Церковь
Датировка 1811 г.
Правоустанавливающие документы Решение Ивановского облисполкома № 322 от 22.10.1986 Решение исполкома Ивановского облсовета народных депутатов о № 322 _1_
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Расположена в центральной части села на небольшой возвышенности. Сооружена в 1811 г.; во 2-й пол. 19 в.

Гармоничная объемно-пространственная композиция церкви состоит из двусветного четверика, увенчанного пятью луковичными чешуйчатыми главами, суженной пятигранной апсиды, широкой двустолпной трапезной и шатровой колокольни.

Стены обоих ярусов четверика завершены карнизами с дентикулами. Аттиковый ярус своеобразно декорирован чередующимися нишками трехлопастной и ромбовидной формы. Окна с лучковым верхом и полукруглыми нишками над ними обрамлены плоскими наличниками. По сторонам поставлены укороченные пилястры; аналогичные пилястры – на углах объема. В первом ярусе боковые фасады украшены портиками из двух пар колонн с треугольными фронтонами (южный утрачен). Восьмигранный столп колокольни, поставленный на четверик, завершен ярусом звона и высоким шатром с четырьмя рядами слухов арочной и круглой формы. с трех сторон основания колокольни помещены двухколонные портики с треугольными фронтонами, высокий столп обработан оригинально поставленными пилястрами (с заметным отступом от углов).

Центральный объем перекрыт сомкнутым сводом с отверстием светового барабана; в апсиде – коробовый свод с лотками. Обширная трапезная (в боковых частях устроены приделы) перекрыта крестовым и системой коробовых сводов, которые опираются на два крещатых столба, сдвинутых к восточной стене.

Клеевая роспись в основном объеме выполнена около 1811 г., роспись маслом в трапезной – в посл. трети 19 в. В 1952 г. поновлена в нижнем ярусе четверика и в апсиде (фон композиции в конхе переписан заново); в трапезной поновлена в 1960 г., тогда же написаны две композиции на стенах нижнего яруса колокольни. Вся роспись поновлялась еще раз в 1986 г., при этом сильно искажена цветовая гамма. Стенопись центрального объема – видное произведение палехского круга. Сложный архитектурно-живописный декор построен на принципах барочного иллюзионизма, иконографическая программа тяготеет к памятникам предыдущего столетия. Система росписи здесь подчинена архитектонике интерьера. Боковые стены расчленены тремя глубокими вертикальными нишами по световым осям. Композиции помещены на выступающих и западающих участках стен, а также на откосах. Два гризайльных антаблемента проходят над проемами нижнего света и в завершении стен, причем верхний написан над пятами свода, что зрительно увеличивает высоту стен и подчеркивает ярко выраженный общий вертикализм интерьера.

На стенах композиции размещены в четыре яруса. Вверху на южной и северной стенах расположены по пять сцен, разделенных короткими гризайльными пилястрами. Выступающие простенки заняты тремя ярусами крупных прямоугольных композиций, фланкированных узкими, рисованными «под мрамор» пилястрами. В нишах между окнами первого и

второго света одна над другой расположены небольшие вытянутые по вертикали сцены. Несовпадение ярусного членения росписи в нишах и в простенках усиливает пространственную сложность композиции.

Система росписи западной стены также основана на принципах барочного иллюзионизма. Внутри четырех ярусов, разграниченных антаблементами, композиции отделены друг от друга гризайльными пилястрами и колонками. В трех верхних ярусах – по пять сцен, в нижнем – две большие прямоугольные компози-ции; композиции в центре выделяются своими большими размерами и арочными завершениями. Рисованные антаблементы раскрепованы по средней оси и «поддерживаются» пучками колонн, изображенными в ракурсе, отчего центральная часть выглядит заглубленной.

Иконографический состав росписи довольно архаичен. Свод занимает единая композиция «Новозаветная Троица» в окружении святых, в углах написаны евангелисты. Верхний ярус отведен событиям из жизни Адама и Евы, Авраама, Иакова, Моисея. В нижних ярусах – евангельские сюжеты, в росписях южной стены большое место отведено изображению евангельских блаженств. В откосах окон – пророки, великомученики, св. воины, месточтимые святые. В конхе апсиды написана символическая сцена «Да молчит всякая плоть», отделенная гризайльным карнизом.

Роспись трапезной типична для позднеакадемической манеры. Композиции в боковых нефах соответствуют посвящению приделов: в северном изображены сцены из жития Николая Чудотворца, в южном – Федора Стратилата. На своде центрального нефа написаны евангелисты и отцы церкви.

Главный иконостас выполнен в нач. 19 в., царские врата и некоторые детали резьбы относятся к сер. 19 в. Это величественное четырехъярусное сооружение (в трех нижних ярусах иконы двух чинов) – одно из лучших в области произведений в стиле классицизма. Иконы написаны в нач. 19 в. в духе древнерусской живописи, в местном чине – 19–20 вв.

Центральную часть иконостаса на высоту двух ярусов прорезает эффектная триумфальная арка, декорированная кессонами, розетками и резной свисающей драпировкой. Арка включает два двухколонных портика, между которыми расположены царские врата. Ярусы разделены крепованными антаблементами, которые поддерживают коринфские колонны. Каннелированные в нижней части, верхний (суженный) ярус завершен неполным пологим фронтоном. Иконостас декорирован изящной резьбой, размещенной на фризах, между иконами, в тимпане верхнего фронтона. Выделяются резные обрамления овальных икон на портиках нижнего яруса, их украшают рога изобилия с изысканными цветочными гирляндами, вазоны и ниспадающие драпировки.

Придельные трехъярусные иконостасы в трапезной и киоты у столбов выполнены в посл. трети 19 в. в русском стиле. Иконы 19–20 вв. В центральном объеме сохранилось бронзовое паникадило в стиле классицизма нач. 19 в