Наименование объекта | Казанская церковь, 1811 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | Ивановская область, Родниковский район, с. Кощеево |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1811 г. |
Правоустанавливающие документы | Решение Ивановского облисполкома № 322 от 22.10.1986 Решение исполкома Ивановского облсовета народных депутатов о № 322 _1_ |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Расположена в центральной части села на небольшой возвышенности. Сооружена в 1811 г.; во 2-й пол. 19 в.
Гармоничная объемно-пространственная композиция церкви состоит из двусветного четверика, увенчанного пятью луковичными чешуйчатыми главами, суженной пятигранной апсиды, широкой двустолпной трапезной и шатровой колокольни.
Стены обоих ярусов четверика завершены карнизами с дентикулами. Аттиковый ярус своеобразно декорирован чередующимися нишками трехлопастной и ромбовидной формы. Окна с лучковым верхом и полукруглыми нишками над ними обрамлены плоскими наличниками. По сторонам поставлены укороченные пилястры; аналогичные пилястры – на углах объема. В первом ярусе боковые фасады украшены портиками из двух пар колонн с треугольными фронтонами (южный утрачен). Восьмигранный столп колокольни, поставленный на четверик, завершен ярусом звона и высоким шатром с четырьмя рядами слухов арочной и круглой формы. с трех сторон основания колокольни помещены двухколонные портики с треугольными фронтонами, высокий столп обработан оригинально поставленными пилястрами (с заметным отступом от углов).
Центральный объем перекрыт сомкнутым сводом с отверстием светового барабана; в апсиде – коробовый свод с лотками. Обширная трапезная (в боковых частях устроены приделы) перекрыта крестовым и системой коробовых сводов, которые опираются на два крещатых столба, сдвинутых к восточной стене.
Клеевая роспись в основном объеме выполнена около 1811 г., роспись маслом в трапезной – в посл. трети 19 в. В 1952 г. поновлена в нижнем ярусе четверика и в апсиде (фон композиции в конхе переписан заново); в трапезной поновлена в 1960 г., тогда же написаны две композиции на стенах нижнего яруса колокольни. Вся роспись поновлялась еще раз в 1986 г., при этом сильно искажена цветовая гамма. Стенопись центрального объема – видное произведение палехского круга. Сложный архитектурно-живописный декор построен на принципах барочного иллюзионизма, иконографическая программа тяготеет к памятникам предыдущего столетия. Система росписи здесь подчинена архитектонике интерьера. Боковые стены расчленены тремя глубокими вертикальными нишами по световым осям. Композиции помещены на выступающих и западающих участках стен, а также на откосах. Два гризайльных антаблемента проходят над проемами нижнего света и в завершении стен, причем верхний написан над пятами свода, что зрительно увеличивает высоту стен и подчеркивает ярко выраженный общий вертикализм интерьера.
На стенах композиции размещены в четыре яруса. Вверху на южной и северной стенах расположены по пять сцен, разделенных короткими гризайльными пилястрами. Выступающие простенки заняты тремя ярусами крупных прямоугольных композиций, фланкированных узкими, рисованными «под мрамор» пилястрами. В нишах между окнами первого и
второго света одна над другой расположены небольшие вытянутые по вертикали сцены. Несовпадение ярусного членения росписи в нишах и в простенках усиливает пространственную сложность композиции.
Система росписи западной стены также основана на принципах барочного иллюзионизма. Внутри четырех ярусов, разграниченных антаблементами, композиции отделены друг от друга гризайльными пилястрами и колонками. В трех верхних ярусах – по пять сцен, в нижнем – две большие прямоугольные компози-ции; композиции в центре выделяются своими большими размерами и арочными завершениями. Рисованные антаблементы раскрепованы по средней оси и «поддерживаются» пучками колонн, изображенными в ракурсе, отчего центральная часть выглядит заглубленной.
Иконографический состав росписи довольно архаичен. Свод занимает единая композиция «Новозаветная Троица» в окружении святых, в углах написаны евангелисты. Верхний ярус отведен событиям из жизни Адама и Евы, Авраама, Иакова, Моисея. В нижних ярусах – евангельские сюжеты, в росписях южной стены большое место отведено изображению евангельских блаженств. В откосах окон – пророки, великомученики, св. воины, месточтимые святые. В конхе апсиды написана символическая сцена «Да молчит всякая плоть», отделенная гризайльным карнизом.
Роспись трапезной типична для позднеакадемической манеры. Композиции в боковых нефах соответствуют посвящению приделов: в северном изображены сцены из жития Николая Чудотворца, в южном – Федора Стратилата. На своде центрального нефа написаны евангелисты и отцы церкви.
Главный иконостас выполнен в нач. 19 в., царские врата и некоторые детали резьбы относятся к сер. 19 в. Это величественное четырехъярусное сооружение (в трех нижних ярусах иконы двух чинов) – одно из лучших в области произведений в стиле классицизма. Иконы написаны в нач. 19 в. в духе древнерусской живописи, в местном чине – 19–20 вв.
Центральную часть иконостаса на высоту двух ярусов прорезает эффектная триумфальная арка, декорированная кессонами, розетками и резной свисающей драпировкой. Арка включает два двухколонных портика, между которыми расположены царские врата. Ярусы разделены крепованными антаблементами, которые поддерживают коринфские колонны. Каннелированные в нижней части, верхний (суженный) ярус завершен неполным пологим фронтоном. Иконостас декорирован изящной резьбой, размещенной на фризах, между иконами, в тимпане верхнего фронтона. Выделяются резные обрамления овальных икон на портиках нижнего яруса, их украшают рога изобилия с изысканными цветочными гирляндами, вазоны и ниспадающие драпировки.
Придельные трехъярусные иконостасы в трапезной и киоты у столбов выполнены в посл. трети 19 в. в русском стиле. Иконы 19–20 вв. В центральном объеме сохранилось бронзовое паникадило в стиле классицизма нач. 19 в