Наименование объекта | Казанская церковь |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | г.Иваново, Шереметевский пр., 41 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1801 год |
Правоустанавливающие документы | Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 ''О постановке на госохрану'' Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 ''О постановке на госохрану'' Приказ Департамента от 18.06.2013 № 175 'Об утверждении границ территории объекта' Приказ Министерства культуры РФ от 02.04.2014 № 581 ''О регистрации в ЕГРОКН'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Беген П.Г., Маричелли Я., Снурилов А.Ф. |
У здания сложная история, состоящая из трех этапов. Наиболее ранняя его часть — прямоугольный двухэтажный корпус набойной мануфактуры, основанной в конце XVIII века О.С. Соковым, бывшим крепостным Шереметева. После смерти О.С. Сокова в 1801 году мануфактура перешла к его брату, А.С. Сокову, продавшему ее затем М.И. Ямановскому. В 1810 году по проекту архитектора Я. Маричелли здание было перестроено в молельный дом старообрядцев (надстроен основной объем храма, пристроена апсида, сделана внутренняя перепланировка). В комплекс входили также каменный двухэтажный дом священника, три деревянных жилых дома, звонница и деревянная ограда с каменными воротами. В 1907 году молельный дом преобразован в Казанскую церковь, в связи с чем по проекту архитектор П. Г. Бегена основной объем был увенчан пятиглавием, возведены главки над алтарем, трапезной и западным крыльцом. В 1910 году архитектором А. Ф. Снуриловым была построена каменная ограда с оригинальными трехарочными воротами и новой звонницей в русском стиле. Все сооружения комплекса разобраны в 1930-е годы. Храм сохранился в сильно искаженном виде: утрачены крыльцо, главки над апсидой и трапезной, частично растесаны окна; в храме и трапезной возведены плоские перекрытия, поставлены новые кирпичные стены и перегородки. Оригинальный пример церкви, перестроенной из производственного корпуса, в архитектуре которой формы раннего классицизма дополнены элементами русского стиля.
К массивному трехъярусному четверику с аттиковым полуярусом примыкают низкая пятигранная апсида и удлиненный
прямоугольный объем трехэтажной трапезной с кельями. Два нижних этажа обеих частей здания совпадают по высоте, тогда как третий ярус четверика вдвое превышает третий этаж трапезной. Четырехскатную кровлю четверика венчает декоративное пятиглавие — на граненых барабанчиках возвышаются луковичные главки с чешуйчатым покрытием. Трапезная и кельи имеют единую полувальмовую кровлю; с западного торца пристроен небольшой лестничный объем.
Композиция фасадов во многом обусловлена бывшим производственным назначением здания. Его нижние этажи опоясаны широкими профилированными карнизами. Такой же карниз проходит в завершении третьего этажа трапезной и келий; он раскрепован над угловыми каннелированными пилястрами с выпущенным углом. Прямоугольные окна нижних этажей обрамлены плоскими наличниками с ушками и серьгами.
Фасады высокого третьего яруса в четыре оси окон отмечены вертикальными нишами с сандриками на кронштейнах, с северной и южной сторон в нижней части ниш прорезаны небольшие оконные проемы. В простенках помещены фигурные филенки со скругленными диагональными гранями. Этот декоративный мотив повторен на фасадах верхнего этажа келий. Узкий карниз отделяет аттиковый полуярус храма, украшенный профилированными кокошниками и прямоугольными филенками.
В интерьере помещения келий в первом этаже перекрыты лотковым сводом. Двустолпная трапезная в два света имеет систему сомкнутых сводов с распалубками над окнами, а трехсветный храм, — парусные своды, опирающиеся на стены и подпружные арки. Остальная планировка изменена.