Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Казанская церковь
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение г.Иваново, Шереметевский пр., 41
Вид объекта Церковь
Датировка 1801 год
Правоустанавливающие документы Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 ''О постановке на госохрану'' Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 ''О постановке на госохрану'' Приказ Департамента от 18.06.2013 № 175 'Об утверждении границ территории объекта' Приказ Министерства культуры РФ от 02.04.2014 № 581 ''О регистрации в ЕГРОКН''
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор Беген П.Г., Маричелли Я., Снурилов А.Ф.
Описание объекта

У здания сложная история, состоящая из трех этапов. Наиболее ранняя его часть — прямоугольный двухэтажный корпус набойной мануфактуры, основанной в конце XVIII века О.С. Соковым, бывшим крепостным Шереметева. После смерти О.С. Сокова в 1801 году мануфактура перешла к его брату, А.С. Сокову, продавшему ее затем М.И. Ямановскому. В 1810 году по проекту архитектора Я. Маричелли здание было перестроено в молельный дом старообрядцев (надстроен основной объем храма, пристроена апсида, сделана внутренняя перепланировка). В комплекс входили также каменный двухэтажный дом священника, три деревянных жилых дома, звонница и деревянная ограда с каменными воротами. В 1907 году молельный дом преобразован в Казанскую церковь, в связи с чем по проекту архитектор П. Г. Бегена основной объем был увенчан пятиглавием, возведены главки над алтарем, трапезной и западным крыльцом. В 1910 году архитектором А. Ф. Снуриловым была построена каменная ограда с оригинальными трехарочными воротами и новой звонницей в русском стиле. Все сооружения комплекса разобраны в 1930-е годы. Храм сохранился в сильно искаженном виде: утрачены крыльцо, главки над апсидой и трапезной, частично растесаны окна; в храме и трапезной возведены плоские перекрытия, поставлены новые кирпичные стены и перегородки. Оригинальный пример церкви, перестроенной из производственного корпуса, в архитектуре которой формы раннего классицизма дополнены элементами русского стиля.

К массивному трехъярусному четверику с аттиковым полуярусом примыкают низкая пятигранная апсида и удлиненный

прямоугольный объем трехэтажной трапезной с кельями. Два нижних этажа обеих частей здания совпадают по высоте, тогда как третий ярус четверика вдвое превышает третий этаж трапезной. Четырехскатную кровлю четверика венчает декоративное пятиглавие — на граненых барабанчиках возвышаются луковичные главки с чешуйчатым покрытием. Трапезная и кельи имеют единую полувальмовую кровлю; с западного торца пристроен небольшой лестничный объем.

Композиция фасадов во многом обусловлена бывшим производственным назначением здания. Его нижние этажи опоясаны широкими профилированными карнизами. Такой же карниз проходит в завершении третьего этажа трапезной и келий; он раскрепован над угловыми каннелированными пилястрами с выпущенным углом. Прямоугольные окна нижних этажей обрамлены плоскими наличниками с ушками и серьгами.

Фасады высокого третьего яруса в четыре оси окон отмечены вертикальными нишами с сандриками на кронштейнах, с северной и южной сторон в нижней части ниш прорезаны небольшие оконные проемы. В простенках помещены фигурные филенки со скругленными диагональными гранями. Этот декоративный мотив повторен на фасадах верхнего этажа келий. Узкий карниз отделяет аттиковый полуярус храма, украшенный профилированными кокошниками и прямоугольными филенками.

В интерьере помещения келий в первом этаже перекрыты лотковым сводом. Двустолпная трапезная в два света имеет систему сомкнутых сводов с распалубками над окнами, а трехсветный храм, — парусные своды, опирающиеся на стены и подпружные арки. Остальная планировка изменена.