Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Храмовый комплекс: церковь Скорбященская, церковная сторожка, XVIII в.
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение Ивановская область, Тейковский район, село Березовик
Вид объекта Церковь
Датировка XVIII век
Правоустанавливающие документы Распоряжение Правительства Ивановской области от 26.01.2011 № 7-рп Распоряжение от 26.01.2011 № 7-рп О постановке на госохрану
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия муниципального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Стоит на краю села, на высоком холме над реки Вязьма, господствует в окружающем пейзаже. Сооружена в три строительных периода: первый этаж (теплый храм Происхождения Честных древ с приделом Михаила Архангела) возведен в 1779 году на средства помещика А.И. Хмелевского вместо деревяной церкви середины XVIII века; второй этаж (холодный храм Всех скорбящих) и колокольня – в 1809 году на средства прихожан; в первой половине XIX века к колокольне с юга пристроили двухэтажную палатку, а с севера – крытую лестницу в верхний храм. Кирпичные стены побелены по кладке. Первоначально здание окружала каменная ограда с четырьмя воротами и небольшими башнями по углам (утрачена). Сохранились лишь церковная сторожка и основание угловой башни. В облике здания, характерного для сельских храмов второй половине XVIII века, преобладают несложные формы барокко, дополненные более архаичными элементами (луковичная глава, крыльцо на отлете). Стилистически нейтральные фасады стоящей рядом сторожки включают мотивы древнерусского зодчества.

Мощный двухэтажный основной четверик церкви завершен выпуклой четырехгранной кровлей, над которой поднимаются чешуйчатая луковичная главка с перехватом на небольшом цилиндрическом световом барабане. К четверику примыкают почти равные ему по ширине и ненамного пониженные полукруглый алтарь и прямоугольная трапезная. С запада композицию замыкает трехъярусная колокольня под крутой граненой кровлей с люкарнами. Пристройки к колокольне несколько нарушают строгую осевую симметрию здания.

Облик фасадов достаточно строг: графичные, барочные по рисунку наличники окружены большими плоскостями гладкой стены. Необычны наличники с крупными ушами в два уступа – в верхнем этаже трапезной. Окна второго этажа арочной формы и значительно более крупные, чем нижние окна с лучковыми перемычками. По цоколю и в карнизах проходит поребрик. Над входом в лестничную пристройку сохранилась

ажурная опора двускатного зонта с кронштейнами ампирного рисунка. В окнах уцелели первоначальные кубоватые решетки.

Внутри основной четверик теплого храма перекрыт цилиндрическим сводом, а холодного – четырехлотковым сомкнутым со световым кольцом центрального барабана. Оба алтаря имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи, а трапезные – полулотковые своды с распалубками над окнами. Первый и верхний ярусы колокольни перекрыты сомкнутыми сводами, а средний – плоским деревянным потолком. В палатке при колокольне – цилиндрические своды, перекрытие над лестницей имеет форму ползучей арки.

От клеевой росписи начала XIX века сохранилась барочная композиция «Коронование Богоматери» в конхе апсиды. Живопись на своде и стенах четверика полностью переписана маслом во второй половине XIX века, тогда же выполнены лепные обрамления и карниз. Возможно, ряд композиций на своде и в верхнем ярусе повторяют первоначальные, в нижнем – написаны заново.

Манера росписи характерна для академической живописи. На своде, ребра которого отмечены рисованными тягами, композиции необычно расположены в два яруса. В верхнем написаны «Преображение», «Воскресение», «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа « (живопись имеет значительные утраты); их лепные обрамления имеют форму квадрифолиев. В нижнем ярусе в каждом лотке помещены по три евангельские сцены (исключение – «Ветхозаветная Триоца» на северном лотке). Между ярусами выполнены гризайльные изображения ангелов, в обрамления включен орнамент-плетенка. На стенах живопись помещена в два яруса; в первом – евангелисты, библейские и евангельские композиции, сцены из жития Сергия Радонежского, святые. Интересной особенностью росписи представляются изображения апостолов в верхней части восточной стены, имитирующие иконы апостольского чина. Они фланкировали центральную икону (очевидно, Христа-Вседержителя) и, таким образом, «дополняли» иконостас.