Наименование объекта | Георгиевская церковь, 1797 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Ярышево |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1797 год |
Правоустанавливающие документы | Решение Ивановского облисполкома от 28.04.1973 № 249 "О взятии на государственную охрану памятников истории и культуры Гаврилово-Посадского района" Решение Ивановского облисполкома от 28.04.1973 № 249 "О взятии на государственную охрану памятников истории и культуры Гаврилово-Посадского района" |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Поставлена на высоком берегу реки Воймиги, в центральной части села. Сооружена в 1793 году на средства прихожан и сохранилась до настоящего времени с незначительными изменениями (заложены боковые входы и проемы верхнего барабана). Стены сложены из кирпича и побелены по обмазке. К югу от храма, ближе к реке, стояла маленькая зимняя церковь, снесенная в конце 1950-х годов. Хороший пример ярусного храма суздальской школы, своеобразие объемной композиции которого придает высокая колокольня костромского типа.
Основной объем храма – восьмерик на двусветном четверике с пониженной и чуть суженной полуциркульной апсидой – завершен главкой на небольшом граненом барабане. Низкая трапезная почти в ширину храма объединяет его с очень высоким и стройным столпом шатровой колокольни.
Композиция северного и южного фасадов храма образована двумя ярусами окон по сторонам бокового входа, выделенного перспективным порталом с килевидным верхом (по оси входа окно второго света отсутствует). Арочные окна вытянутых пропорций помещены в прямоугольные ниши и обрамлены наличниками (колонки с бусинами и трехлопастные килевидные завершения различного очертания). Окна восьмерика в большинстве ложные, за исключением боковых и на юго-западной грани. Стены четверика храма и нижнего яруса колокольни завершены треугольными фронтонами. Их скаты и верхние части всех объемов церкви охватывают широкие нарядные пояса из язычков, бегунца и сухариков; такие же пояса членят восьмигранный столп колокольни на ярусы. Особой декоративностью отличается завершение колокольни: широкий наборный пояс с ширинками под ярусом звона, обрамление арок и наличники слухов шатра. Углы всех объемов акцентированы тройными колонками.
В интерьере восьмерик храма,
завершенный восьмилотковым сводом, опирается на стены четверика и ступенчатые тромпы в его углах. Апсида перекрыта коробовым сводом с конхой, трапезная – полулотковым сводом. Окна первого и второго света объединены вертикальными нишами.
Первоначальная живопись первой половины XIX века («Похвала Троице» и «Царь царем» в алтаре) находится под записью. Масляная роспись на стенах храма и трапезной является своеобразным произведением последней трети XIX века в духе эклектики (поновлялась в середине XX века). Орнаментальная живопись и декор иконостаса, особенно рисованные подзоры в восьмерике и отвечающий им резной подзор в завершении иконостаса, тесно связаны друг с другом, что довольно редко встречается в этот период. Свод отделен от восьмерика широким фризом сложного затейливого орнамента с медальонами, служащим одновременно обрамлением для цикла «Страстей» в восьмерике. Его композиции, характерные для позднеакадемической манеры, заключены в пышные псевдобарочные обрамления и фланкированы расписанными под мрамор гризайльными пилястрами. На стенах четверика живопись на евангельские темы размещена в два яруса.
Главный иконостас – высокое пятиярусное сооружение, отличающееся необычной для последней трети XIX века композицией в традициях барокко. Три яруса, расположенные в четверике (в нижнем – иконы двух чинов), имеют слегка выдвинутую вперед центральную часть с заглубленными царскими вратами и аркой над ними. Два суженных яруса, заходящие в восьмерик, завершены полуциркульной иконой с обрамлением в виде разорванного фронтона. Витые колонки, разделяющие иконы, покрыты разнообразной резьбой. Наиболее богато декорирован нижний ярус. Одноярусный иконостас северного придела трапезной собран в середине XX века.