Наименование объекта | Георгиевская церковь, 1- я четверть XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Ивановский район, село Егорий |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1- я четверть XIX века |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 05.07.2016 № 34-о "О выявленных объектах культурного наследия, расположенных на территории Ивановского муниципального района Ивановской области" Приказ от 05.07.2016 № 34-о decree_66657-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного (муниципального) значения |
Техническое состояние | Требует проведения ремонтно-реставрационных работ |
Архитектор | - |
Расположена в очень живописной местности близ села, на высоком крутом берегу Уводьского водохранилища, в окружении берез. Построена из кирпича в 1814 г. вместо прежней деревянной на средства прихожан, помещиков П.И. Шишелова и Д.Д. Коблуковой и, главным образом, владельца соседнего имения, героя войны 1812 г. генерал-лейтенанта Е.И. Властова (похоронен возле ее алтаря). Утрачены колокольня и главы, кровли трапезной и алтаря разрушены в 1980-х гг. Пример храма в стиле зрелого классицизма с оригинальным композиционным построением, в котором ощущаются барочные традиции.
Основной объем церкви состоит из сильно вытянутого по оси север – юг четырехгранника в два света, увенчанного в центре крупным восьмериком с пятью главами. И сам восьмерик с изогнутой кровлей, и тип пятиглавия, и пониженная, но большого выноса прямоугольная апсида алтаря со скругленными углами – все это вносит в композицию черты барочной динамики. Массивная трапезная почти достигает ширины основного объема. В классически строгом и уплощенном декоре фасадов главную роль играют портики большого ордера с четырьмя пилястрами и фронтонами на
боковых сторонах храма. Им соответствует такой же малый портик (без фронтона) на восточной стене апсиды с тройным итальянским окном и рустованными закруглениями по бокам. Интересны большие прямоугольные ниши на гранях восьмерика и на боковых фасадах трапезной и апсиды: здесь помещены также прямоугольные окна с ложными полукруглыми трехчастными проемами над ними, а у восьмерика – еще четыре с пилястрами по краям.
В необычном интерьере храма широкие арки отделяют центральное подкупольное пространство от боковых ячеек, перекрытых лотковыми сводами. Вместе с арочным проходом в алтарь эти арки выступают как подпружные, поддерживая с помощью парусов световой восьмерик, завершенный сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. Пятигранное внутри (с нишами в узких гранях) пространство апсиды перекрыто граненой конхой. В трапезной два квадратных столба делят обширное помещение на три нефа (боковые с нишами престолов), ячейки которых имеют крестовые своды.
Между окнами восьмерика, в своде, на парусах, на северной и южной стенах сохранились фрагменты сильно поновленной первоначальной живописи.