Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Дом, в котором работали революционеры Фрунзе М.В., Фурманов Д.А., Варенцова О.А.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение г.Иваново, Пушкина ул., 9
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1908 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 'О постановке на госохрану' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 'О постановке на госохрану' Приказ МКРФ от 09.06.2014 № 1028 'О регистрации в ЕГРОКН' Приказ Департамента от 05.06.2013 № 158 ''Об утверждении границ территории'
Современное значение Административное здание
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор Заруцкий П.А.
Описание объекта

Расположен в исторической части города, на красной линии уличной застройки. Сооружен в 1908 г. по проекту архитектора П. А. Заруцкого для фабриканта Лаврентия Михайловича Гандурина, совладельца “Товарищества Н. и Л.Гандуриных”. В 1937 г. по проекту архитектора А. А. Бречалова надстроен третий этаж и здание увеличено на шесть осей окон вдоль внутриквартального проезда. Стены из неоштукатуренного кирпича; белокаменный цоколь облицован мрамором. Один из крупных купеческих особняков Иваново в стиле неоклассицизма, сохранивший убранство ряда помещений.

Первоначальный объем в два этажа с подвалами, в плане прямоугольный, имеет небольшой срез западного угла, широкие выступы по краям дворового фасада и трехгранный эркер на боковом, юго-восточном фасаде с сильно выдвинутым тамбуром входа. Фланги уличных фасадов отмечены слабо выступающими ризалитами разного размера, с лопатками по сторонам, с фронтонами или ступенчатым аттиком в завершении. Перестройка придала дому Г-образную форму, сохранив завершение с решеткой между тумбами по краю вальмовой кровли первоначального объема.

В фасадных членениях и декоре ощущается явная ориентация на классицизм. Пояски проходят над цоколем, между этажами и на уровне низа окон. Окна прямоугольные, вытянутые по вертикали, с филенчатыми нишами под ними. Лишь на втором этаже в ризалитах уличного фасада и по сторонам эркера окна, помещенные в арочные ниши с замковыми камнями, а иногда трактованные как трехчастные, оформлены эдикулами. Арочной формой выделяются верхние окна эркера. Над тамбуром устроен балкон,

огражденный решеткой и парапетом с вазонами. На него ведет центральный дверной проем, декорированный колонками и архивольтом с ширинками и замком.

Планировка двух нижних этажей почти тождественна. Парадный вход из тамбура ведет в обширный вестибюль, переходящий в Г-образный коридор. По сторонам вестибюля и коридора расположены большие помещения, одно из которых — на втором этаже вдоль уличного фасада — служило парадным залом. Двухмаршевая парадная лестница находится в глубине вестибюля; другая, черная лестница в конце коридора имела вход со двора и обслуживала также новую пристройку.

Интересно богатое убранство вестибюлей с двумя парами колонн у стен (дорического ордера в нижнем и ионического в верхнем). В верхнем вестибюле, перекрытом коробовым сводом, еще две колонны поставлены в конце лестницы, а четыре — на границе эркера, перед выходом на балкон. В завершении стен проходит лепной карниз с растительными мотивами и сюжетными композициями; те же мотивы использованы в отделке потолка. Лестница имеет бронзовое ограждение тонкого литья, с орнаментом, включающим гирлянды.

Особенно эффектно убранство парадного зала, разделенного двумя парами коринфских колонн на две половины с зеркальными сводами (в правой, видимо, была сцена). Стены венчают широкий фриз с лепниной растительного рисунка и карниз из сухариков и ионик. Крупные полосы лепного декора, с парными грифонами в медальонах и батальными сценами из античной мифологии, обрамляют плафон в восточной половине; в западной его края декорированы орнаментальной лепниной в духе барокко.