Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, 1801 г.
Тип объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Мирславль
Вид объекта Церковь
Датировка 1801 год
Правоустанавливающие документы Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия"
Современное значение Не используется
Охранный статус Выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние Неудовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена на высоком берегу реки Нерли, в наиболее возвышенной части села, у дороги. Построена на средства прихожан в 1801 году. Кирпичные стены побелены по обмазке. Колокольня утрачена. Характерный для юго-западной части области сельский приходской храм, в фасаде которого при барочной объемно-пространственной композиции преобладают классицистические черты.

Основной объем состоит из крупного четверика и расположенного над ним светового восьмерика такой же ширины, перекрытого граненой купольной кровлей с луковичной главкой на низкой шейке. Углы восьмерика как бы сглажены, что сближает его форму с ротондой, характерной для классицизма; так же скруглены и углы пятигранной апсиды, приближая ее форму к полуциркульной. Небольшая пониженная трапезная имеет двускатную кровлю. Традиционные боковые фасады четверика в три оси с дверными проемами в центре декорированы четырехпилястровыми портиками с крупным треугольным фронтоном и аттиком. Такие же пилястры поставлены между окнами апсиды. Обработка фриза и карниза портиков мотивом в виде широких дентикул не повторяется на других объемах. Массивность аттиков за фронтонами

несколько облегчают круглые ниши по углам. Убранство окон с лучковыми перемычками составляют высоко поднятые сандрики с боковыми лентами, образующими надоконную филенку; в нижних окнах поле этих филенок усложнено круглыми выступами. Окна восьмерика фланкированы широкими пилястрами. Интересной деталью является архаичность карнизов (ложковый поребрик и язычки).

В интерьере восьмерик, опирающийся на конические тромпы в углах, имеет восьмилотковый свод. Полукруглая внутри апсида перекрыта конхой, трапезная – сомкнутым сводом с распалубками под окнами. Просторный интерьер основного объема с широкими арочными проходами в трапезную и алтарь отличается легкостью и хорошей освещенностью – все окна восьмерика световые. В оконных проемах сохранились кубоватые решетки и старые переплеты с арочным завершением.

Фрагменты настенной росписи 2-й пол. 19 в. в апсиде и на южной стене четверика выполнены клеевыми красками в серо-голубоватых тонах. В восьмерике написаны гризайльный карниз и вазоны на северо-восточной и юго-восточной гранях. В своде помещена очень красивая по свету орнаментальная композиция гризайлью на изумрудно-зеленом фоне.