Наименование объекта | Церковь Владимирская |
---|---|
Тип объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | г.Иваново, Лежневская ул., 118А |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1907-1908 годы |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 Распоряжение от 18.06.2009 № 70 |
Современное значение | Православный храм |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Беген П.Г. |
Расположена в южной части города, за пределами исторического центра, у Лежневского тракта, соединявшего с.Иваново с Суздалем, Владимиром и Москвой. Массивный объем храма, возвышавшегося над малоэтажной застройкой, играл роль градостроительной доминанты данного района. Церковь возведена в 1907-1908 гг. по проекту владимирского губернского архит. П.Г. Бегена. Заказчица храма – купчиха С.И. Жохова, пожертвовавшая в 1901 г. земельный участок для строительства храма и богадельни при нем. В нач. 1910-х гг. здесь разместилась женская община, а позже – женский монастырь. В 1930-е гг. храм был закрыт, а его главы разобраны. При восстановлении пятиглавое завершение заменили одноглавым. Интересный пример крупного храма в русском стиле, отличающегося своеобразным конструктивным решением.
Вытянутый по продольной оси массивный объем композиционно сформирован из основного кубообразного четверика, чуть пониженного двухэтажного притвора-паперти, с запада, и трех невысоких полукруглых апсид, с востока, (среднее, более крупная, значительно вынесена вперед). –венчает здание крупный барабан с луковичной главой. Еще две небольшие главки установлены над гладкими пилонами, членящими западную стену паперти.
Центр всех фасадов четверика акцентирован ризалитами с
трехлопастным завершением и круглой филенкой в тимпане. Все углы объема подчеркнуты двухъярусными лопатками, которые в центральных ризалитах декорированы ширинками (остальные лопатки имеют ширинки лишь в нижней части). Строгий неширокий карниз делит фасады на два яруса. В первом расположены парные прямоугольные окна, украшенные характерными для модерна узкими тягами-полуналичниками со скругленными углами. В противоположность им, обрамления окон второго света типичны для русского стиля и имеют вид развитых наличников на полуколонках, завершенных парой кокошников, увенчанных щипцом. Аналогичные кокошники декорируют невысокий аттиковый ярус над венчающим карнизом с модульонами. Особую нарядность боковым фасадам придают крыльца с двускатными кровлями, опирающимися на два круглых столба, которым отвечают пучковые колонки в нижнем ярусе ризалита.
Просторное светлое пространство храма, как и в церкви Введения, перекрыто системой парусных сводов, опирающихся на две пары взаимопересекающихся бетонных арок большого пролета, опирающихся на пристенные пилоны. В западной части – паперти, открытой в пространство храма, устроены хоры, на которые ведет неширокая лестница у западного пилона. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами.