Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Варвары, 1821 г.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Приволжский район, Варваринская ул.
Вид объекта Памятник
Датировка 1821 г.
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР №624 от 04.12.1974 № 624 '
Современное значение Церковь
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена на возвышенности в восточной части города, недалеко от берега Волги. Играет важную роль в панораме Плёса. Построена в 1821 г. на месте прежней деревянной 1702 г. Здание кирпичное, побеленное по кладке. Скромный провинциальный храм в стиле зрелого классицизма с объемно-пространственной композицией в духе 17 в.

Двусветный четверик с четырехскатной кровлей завершен пятью чешуйчатыми главками с перехватами на фигурных граненых барабанах. Суженный, сильно выдвинутый алтарь (его кровля раньше была более высокой) и растянутая по поперечной оси трапезная с двускатной кровлей и маленькими главками над приделами значительно понижены. Углы четверика и трапезной скруглены. Стройная трехъярусная колокольня состоит из двух четвериков и цилиндрического яруса звона с аттиком; все ярусы прорезаны арками. Венчает колокольню купол с люкарнами и маленькой главкой на аналогичном храму барабане.

Лаконичный фасадный декор состоит из широкого антаблемента четверика с сухариками в карнизе и подобных ему, но более узких на трапезной и алтаре. Прямоугольные окна верхнего яруса обведены рамочными наличниками с сандриками, в нижнем имеют лишь сандрики и подоконные выступы. Между двумя светами окон помещены круглые ниши. Колокольня оформлена парными пилястрами на углах нижнего яруса, портиками из двух полуколонок с фронтонами во втором и парными полуколонками в третьем.

В основном объеме свод сомкнутый, в нижнем ярусе колокольни — крестовый. Первоначальные перекрытия алтаря и трапезной утрачены. Интересны

округлые ниши в восточной стене трапезной, служившие алтарями приделов, а также ряд ниш разнообразной формы в стенах основного алтаря.

Клеевая живопись сер. 19 в., сохранившаяся на стенах и сводах четверика, — интересный памятник, в котором гризайльный орнамент и некоторые композиции свода выполнены в духе барокко, а в росписи стен преобладает классицистическая манера письма. На своде расположены композиции: «Воскресение» (восточный лоток), «Несение креста» (южный), «Положение во гроб» (северный), «Пригвождение к кресту» (западный); последние две редко встречаются в монументальной живописи этого времени. Сцены обрамлены орнаментом, включающим картуши, завитки, барочную сетку. В основании свода написан крепованный антаблемент.

На боковых стенах над окнами верхнего света в технике гризайли изображены церковные атрибуты. На выступающих простенках во всех ярусах — святые. В среднем ярусе в нишах написаны сцены, иллюстрирующие притчу о царствии небесном. Чередование в среднем ярусе крупных фигур святых и сюжетных композиций с небольшими по размеру персонажами ясно выявляет их разномасштабность, что несколько нарушает общий ритмический строй росписи. Наиболее выразительна живопись западной стены. Обрамления больших сцен в центре трактованы как пилястры, на которых изображены волюты, прихотливо изогнутые листья аканта, головки херувимов, виноградные гроздья и библейские атрибуты. Композиции на евангельские темы уравновешены, их персонажи изображены в легком движении, проработаны архитектурные и пейзажные фоны.