Наименование объекта | Церковь в честь Архистратига Божьего Михаила |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Володятино |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1800 год |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 10.01.2017 № 4-о ''О включении в реестр'' Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 10.01.2017 № 4-о ''О включении в реестр'' |
Современное значение | Не используется |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена в центре села, на перекрестке улиц, доминирует в окружающей местности. К северо-востоку от церкви сохранились остатки усадебного парка с системой перпендикулярных аллей. В 1800 году была возведена центральная часть храма, к которой позже пристраивается трапезная, а в 1843 году — колокольня. Стены сложены из кирпича с включением белокаменных деталей, фасады побелены. В настоящее время уничтожены апсида и верхняя часть храма, разрушены своды трапезной, сбиты наличники окон. Каменная ограда разобрана в 1930-е годы. Характерный для данного региона пример приходского сельского храма с колокольней в стиле позднего классицизма.
В планировочной композиции небольшой четверик собственно храма играет скромную роль. Значительно больше его по размерам прямоугольная со скругленными углами трапезная. Она соединена притвором с наиболее выразительной частью здания – высокой трехъярусной колокольней. Над двумя ее четвериками (второй – с открытыми арками звона) поднимается круглый в плане ярус верхнего звона. Завершающий сооружение купол с люкарнами увенчан небольшим цилиндрическим объемом с главкой. Нижний ярус колокольни со срезанными углами обработан предельно сдержанно и отличается монументальностью. Его стены
завершены треугольными фронтонами и покрыты дощатым рустом, сходящимся к полуциркульным окнам; по сторонам входа помещены сдвоенные плоские пилястры. Второй ярус выглядит очень нарядно. Он украшен портиками со сдвоенными колоннами по сторонам проемов. Антаблемент портиков раскрепован, в тимпаны треугольных фронтонов вписаны сегментовидные ниши, а позади фронтонов поднимаются прямоугольные аттики. Над углами этого четверика поставлены тумбы с шарами. Арки верхнего яруса звона разделены трехчетвертными колоннами (по три между проемами), несущими широкий антаблемент. Цилиндрическое основание главки украшено колоннами, рустом и широким карнизом с модульонами. Фасады храма сохранили следы барочного убранства (отступающие на углах пилястры, фрагменты наличников с ушами, обрамлявших крупные окна с лучковыми завершениями). В окнах уцелели кубоватые решетки. Оконные рамы трапезной фигурные, с арочными завершениями.
Пространство собственно храма, обширной трапезной и притвора соединены арочными проемами (самый крупный – между храмовым четвериком и трапезной). В алтарь прежде вели три проема (два из них заложены). Все помещения сейчас имеют плоские перекрытия. В интерьере на стенах храма и трапезной сохранились фрагменты росписи.