Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Святого Духа
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение Ивановская область, Верхнеландеховский район, с. Кромы, ул. Центральная, д. 20
Вид объекта Памятник
Датировка 1824 г.
Правоустанавливающие документы Приказ департамента культуры и туризма Ивановской области от 09.12.2015 № 72 Приказ Департамента культуры от 09.12.2015 № 72 ''О включении в реестр'' Паспорт объекта культурного наследия от 29.08.1970
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия местного (муниципального) значения
Техническое состояние Требует проведения реставрационных работ
Архитектор -
Описание объекта

Расположена в центре села на обширной площади, окруженной одноэтажными деревянными домами. Построена в 1821–34 гг. из кирпича на месте деревянного храма 17 в.; колокольня возведена в 1839–41 гг. Луковичные главы церкви утрачены. Интересный пример сочетания в провинциальном зодчестве форм классицизма с элементами псевдоготики и стилизацией барочного декора.

Высокий крупный трехсветный четверик храма перекрыт на четыре ската и увенчан пятью главами на тонких цилиндрических шеях. К нему примыкают мощная, сильно развитая алтарная апсида и большая прямоугольная трапезная, уширенная по отношению к основному объему. К средней части западного фасада трапезной пристроена трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Фасады храма расчленены карнизами на три яруса с тремя осями проемов в каждом. Нижний, равный по высоте трапезной и апсиде, завершается единым для всего здания карнизом. По сторонам прямоугольных проемов нижнего яруса (боковые входы и окна) поставлены полуколонны (на флангах спаренные). Средний ярус – наименьший по высоте – наиболее оригинален: его овальные

вытянутые по вертикали окна чередуются с заполняющими простенки рельефными композициями причудливых очертаний. Высокие арочные окна третьего яруса фланкированы широкими лопатками, завершенными своеобразными плоскими «пинаклями». Стены трапезной покрыты крупным рустом в виде квадратов и прямоугольников, апсида обработана дощатым рустом, сходящимся к арочным окнам. Трехъярусное построение колокольни перекликается с членением основного четверика; здесь также выделяется средний полуярус с арками стрельчатых очертаний.

Храм перекрыт сомкнутым сводом с кольцом светового барабана, четырхстолпная трапезная – системой коробовых сводов.

От первоначальной росписи в четверике, исполненной клеевой краской, сохранились фрагменты разгранки. Впоследствии живопись была записана маслом с изменением сюжетов и их расположения. Моделировка фигур и стандартная благообразность ликов характерны для академизма кон. 19 в. Живопись исполнена светлыми яркими красками. По граням свода проходят полосы псевдовизантийского орнамента, переходящие у основания в широкий рисованый фриз.