Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Смоленская
Тип объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение Ивановская область, Родниковский район, с.Никульское, Каминское с.п.
Вид объекта Церковь
Датировка 1806 г.
Правоустанавливающие документы Выявленный объект культурного наследия
Современное значение Церковь
Охранный статус Выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена на окраине села у дороги, на высоком берегу р. Парша. Кирпичное и оштукатуренное здание выстроено на средства майора И.И. Каблукова в 1806 г. Принадлежит к наиболее интересным памятникам района в стиле раннего классицизма, в архитектуре которого явственно проявилась местная барочная традиция.

Основным композиционным ядром является центральный объем – двусветный четверик, над которым возвышается крупная купольная ротонда с люкарнами и миниатюрной главкой. К четверику примыкают равные ему по ширине прямоугольный, поперечно ориентированный алтарь и почти квадратная трапезная; оба объема имеют скругленные раскрепованные углы, обработанные дощатым рустом. Уравновешивает композицию стройная трехъярусная колокольня с купольной кровлей, прорезанной люкарнами, и шпилем.

Декоративное убранство фасадов выполнено в характерных формах раннего классицизма с элементами барокко. Все части здания объединены антаблементом, проходящим на уровне верха стен алтаря, трапезной и первого яруса колокольни. Боковые фасады четверика акцентированы портиками тосканского ордера: в центре – две свободно стоящие колонны, по краям – полуколонны, выступающие из массивных пилонов. Основные арочные проемы внутри портиков (центральный – входной) и размещенные над ними квадратные окна имеют рамочные наличники,

объединенные замковыми камнями. Прямоугольные окна апсиды и трапезной заключены в обрамления упрощенного барочного рисунка с полочками в завершении. Близки к ним и окна ротонды, чередующиеся с пилястрами, поставленными в широких простенках. Центральная ось алтаря подчеркнута портиком из сдвоенных колонн. В оформлении высоких арочных проемов всех ярусов колокольни также использованы колонные и пилястровые портики (в двух нижних они завершены фронтонами).

Центральное пространство храма перекрыто сферическим куполом на мощном барабане и сообщается с помещениями алтаря и трапезной арочными проемами.

Масляная роспись 2-й пол. 19 в., сохранившаяся фрагментарно в куполе, в простенках барабана и на западной стене четверика – типичный пример стенопи-сей в духе позднего академизма с присущими им локальным колоритом, резкой светотеневой моделировкой, статичными композициями. Общему характеру живописи мало соответствуют пышные охристые гризайльные обрамления в духе барокко. В куполе, отделенном от барабана узким штукатурным карнизом, помещены композиции «Крещение», «Воскресение» и «Вознесение» (четвертая утрачена); в фигурных рамках – фигуры архангелов. В верхней части западной стены четверика располагалась редкая в это время большая композиция «Страшный суд», в нижней части – «Притча о богатом и Лазаре» и «Лепта вдовицы».