Наименование объекта | Церковь Смоленская |
---|---|
Тип объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | Ивановская область, Родниковский район, с.Никульское, Каминское с.п. |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1806 г. |
Правоустанавливающие документы | Выявленный объект культурного наследия |
Современное значение | Церковь |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена на окраине села у дороги, на высоком берегу р. Парша. Кирпичное и оштукатуренное здание выстроено на средства майора И.И. Каблукова в 1806 г. Принадлежит к наиболее интересным памятникам района в стиле раннего классицизма, в архитектуре которого явственно проявилась местная барочная традиция.
Основным композиционным ядром является центральный объем – двусветный четверик, над которым возвышается крупная купольная ротонда с люкарнами и миниатюрной главкой. К четверику примыкают равные ему по ширине прямоугольный, поперечно ориентированный алтарь и почти квадратная трапезная; оба объема имеют скругленные раскрепованные углы, обработанные дощатым рустом. Уравновешивает композицию стройная трехъярусная колокольня с купольной кровлей, прорезанной люкарнами, и шпилем.
Декоративное убранство фасадов выполнено в характерных формах раннего классицизма с элементами барокко. Все части здания объединены антаблементом, проходящим на уровне верха стен алтаря, трапезной и первого яруса колокольни. Боковые фасады четверика акцентированы портиками тосканского ордера: в центре – две свободно стоящие колонны, по краям – полуколонны, выступающие из массивных пилонов. Основные арочные проемы внутри портиков (центральный – входной) и размещенные над ними квадратные окна имеют рамочные наличники,
объединенные замковыми камнями. Прямоугольные окна апсиды и трапезной заключены в обрамления упрощенного барочного рисунка с полочками в завершении. Близки к ним и окна ротонды, чередующиеся с пилястрами, поставленными в широких простенках. Центральная ось алтаря подчеркнута портиком из сдвоенных колонн. В оформлении высоких арочных проемов всех ярусов колокольни также использованы колонные и пилястровые портики (в двух нижних они завершены фронтонами).
Центральное пространство храма перекрыто сферическим куполом на мощном барабане и сообщается с помещениями алтаря и трапезной арочными проемами.
Масляная роспись 2-й пол. 19 в., сохранившаяся фрагментарно в куполе, в простенках барабана и на западной стене четверика – типичный пример стенопи-сей в духе позднего академизма с присущими им локальным колоритом, резкой светотеневой моделировкой, статичными композициями. Общему характеру живописи мало соответствуют пышные охристые гризайльные обрамления в духе барокко. В куполе, отделенном от барабана узким штукатурным карнизом, помещены композиции «Крещение», «Воскресение» и «Вознесение» (четвертая утрачена); в фигурных рамках – фигуры архангелов. В верхней части западной стены четверика располагалась редкая в это время большая композиция «Страшный суд», в нижней части – «Притча о богатом и Лазаре» и «Лепта вдовицы».