Наименование объекта | Церковь Рождественская, XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | Ивановская область, Кинешемский район, село Батманы |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Церковь сооружена в 1827–69 годы на средства прихожан и двух кинешемских купцов, А.П. Поленова и Н.А. Разорёнова; трапезная и колокольня выстроены в 1884–96 годы. Примерно в это же время сооружена часовня.
Богатый сельский храм с оригинальной композицией соединяет в себе черты архитектуры классицизма и национальных традиций, характерных для второй половины XIX века.
Приземистый четверик с невысоким аттиковым поясом завершен мощным пятиглавием: на низких широких глухих барабанах установлены сплюснутые луковичные главы с чешуйчатым покрытием. Крестообразный рисунок плана образован примыкающими с трех сторон крупными экседрами, а с запада (первоначально) – равным им по ширине прямоугольным притвором, который позднее вошел в объем трапезной, одинаковой ширины, уже с четвериком. В помещениях трапезной по сторонам притвора разместились алтари приделов, отмеченные снаружи небольшими главками. В общей объемно-пространственной композиции доминирует примыкающая с запада высокая четырехъярусная колокольня, завершенная луковичной главкой на фигурном постаменте, окруженном кокошниками.
Четверик и экседры объединены широким антаблементом, опирающимся на трехчетвертные
колонны, поставленные в межоконных простенках; стены по сторонам экседр рустованы. Проемы расположены в два яруса: внизу прямоугольные, вверху полуциркульные, – прием, характерный для позднего классицизма. Фасадное убранство трапезной отличается немногим: карниз дополнен рядом сухариков, вместо трехчетвертных – полуколонны, верхние проемы – ложные. Обработка фасадов колокольни свидетельствует о влиянии барокко. Парные полуколонны по сторонам арок во всех ярусах поставлены с выпуском углов, причем во втором ярусе углы раздвоены; между парами полуколонн переброшены положенные на стену дугообразные арки.
В основном объеме храма четыре пилона сложной формы и подпружные арки делят пространство на отдельные боковые ячейки, перекрытые коробовыми сводами, в экседрах – конхи. Над центральной ячейкой – восьмилотковый свод, переходящий в зеркальный. В двустолпной трапезной – система коробовых и крестовых сводов, в первом ярусе колокольни — крестовый свод.
На арках четверика – орнаментальная роспись маслом конца XIX века. Сохранилась архитектурная основа иконостаса в стиле классицизма середины XIX века: его центральная часть в четыре яруса соединена с одноярусными боковыми.